Несмотря на то что Кыргызстан гордится качеством и запасами своей воды, из-за нерационального использования ее не хватает даже тем населенным пунктам, которые расположены у подножий снежных вершин.
Проблема эта касается и региона, который имеет самый большой водный бассейн в стране, - Иссык-Кульской области.
Дело - труба!
Нехватка ощущается еще при въезде в «ворота кыргызской жемчужины» - город Балыкчи. Из-за дефицита поливной воды и отсутствия ирригации на улицах продуваемого всеми ветрами городка видишь только карагачи. Других видов растений незаметно.
По словам главного распределителя воды Балыкчи Илиса Тентимишева, горожане получают питьевую воду из артезианских скважин, их 16. Насосы же, качающие воду, ежемесячно «съедают» электроэнергию на 400 тысяч сомов, что для скромного городского бюджета весьма существенно, да и население не торопится платить за услугу.
«Наши жители хотят платить за воду по советским меркам: либо очень мало, либо вообще ничего. Привыкли, чтобы все им было бесплатно, потому и не экономят», - жалуется на нерадивых горожан начальник водоканала.
Из-за несвоевременной оплаты долг предприятия перед энергетиками достиг 15 миллионов сомов, а они еще пеню накрутили на 25 миллионов. Вот и сидит предприятие с 40-миллионным долгом.
Для решения проблемы рационального использования питьевой воды через международные финансовые институты закупили 3 тысячи водомеров, которые лежат на складе. Когда их начнут устанавливать, начальник водоканала не знает. По его признанию, это не входит в его компетенцию.
По данным Илиса Тентимишева, вблизи населенного пункта нет открытого источника воды, которую можно было бы использовать в качестве питьевой. По этой же причине нет и поливной воды. Деревья в городе, рассказал он, получают влагу из тех же труб, что и население питьевую воду. Выходит, и на питье, и на полив в летнее время вода идет из одной трубы... Как тут не быть дефициту?
Как отметила одна из жительниц пригорода Балыкчи Атыркуль Абласова, они платят за питьевую воду как за поливную. По словам жительницы, пить сырую воду не решаются, кипятят.
По сведениям другой жительницы этого же города Айжан, у них все прекрасно, люди пьют воду из-под крана и знать не знают проблем с ее качеством. Как говорится, с какого угла на проблему посмотреть.
Нас штрафуют, а мы крепчаем!
Другой проблемой для инженеров водоканала является очистка уже использованной воды. Как пояснил Илис Тентимишев, очистные сооружения начали строить в 70-е годы прошлого столетия и завершили только одно, а тут и Советский Союз приказал долго жить.
Нечистоты сливаются в так называемые биопруды, расположенные в нескольких километрах от города. Но этого, оказывается, нельзя делать по закону, потому как штрафует Госэкотехинспекция. Однако службы продолжают это делать, иного выхода просто нет. И, по словам чиновника, не будет аж до 2018 года, когда планируется возвести современные очистные сооружения с помощью средств, выделяемых Азиатским банком развития в рамках проекта по устойчивому развитию Иссык-Кульской области.
Тришкин кафтан
Проблема питьевой воды решена во многих селах Тонского района. Например, в селе Оттук Улахолского айыл окмоту с помощью «Кумтора» на водозаборе села установлены солнечные батареи, которые днем питают электричеством насосную станцию. Как рассказал глава этого же айыл окмоту Акылбек Мамбеткеримов, благодаря поддержке золотодобывающей компании в селе удалось решить и проблему с питьевой водой.
Но, решив проблему с питьевой, никак не могут решить с поливной. Как заметил депутат местного кенеша Эрклан Арзымбаев, из-за маловодья в этом году жители сел этого же айыл окмоту не могут поделить между собой воду, поступающую на наделы.
«Есть график полива, по которому каждое село и должно получать воду. Однако некоторые жители сел, несмотря на то что их время закончилось, тайком поворачивают воду ночью и снова продолжают поливать свои огороды и наделы», - сетует нардеп. Его слова подтверждают местные жители. А вот люди, проживающие в другом селе, те самые, которые и поворачивают воду тайком, убеждены, что график составлен неправильно и им просто не хватает воды. Но в этой неразберихе жители всех трех сел винят главу айыл окмоту, который, по их мнению, не может организовать нормальное водоснабжение.
На доводы сельчан чиновник отвечает, что график нарушается из-за неумения сельчан договариваться, вникать в ситуацию, думать не только о себе... Одним словом, у каждого своя правда.
На грани жизни и смерти
Как рассказал Эрклан Арзымбаев, некоторые жители соседних сел даже грозились убить его, если он не прекратит «тянуть воду в пользу своих односельчан». Однако, видимо, такие угрозы местному депутату привычны. «Я не птичка, которую можно убить одним выстрелом», - парирует он.
По словам депутата местного кенеша, те, кто имеет деньги, арендуют земли в других районах, там и сеют, и урожай убирают. К тому же, по его данным, из-за нехватки воды некоторые сельчане недополучают урожай, на который брали кредит для покупки семян, техники, солярки, и осенью не могут расплатиться. Некоторые доведены до отчаяния. Нардеп сказал, что недавно в Балыкчи один человек сжег себя из-за того, что не смог расплатиться по кредиту. И таких «подсаженных» на кредиты людей в селах немало.
Решение проблемы с поливом местные чиновники и активисты видят в строительстве водохранилища и восстановлении оставшихся от времен Союза скважин, в которых, между прочим, есть вода.
Тем временем, как подчеркнул Акылбек Мамбеткеримов, только в их айыл окмоту остаются неиспользованными более 700 гектаров пахотных земель, потому что туда живительная влага не доходит.
Сейчас сельчане озабочены подготовкой проекта по строительству водохранилища. Только на оформление документации, по их расчетам, требуется около 500 тысяч сомов. Вот и ломают голову люди, как найти средства.
Уметь надо!
Через перевал от села Оттук в живописнейшей долине расположилось село Дон-Талаа. Несмотря на июль, здесь не увидишь пожелтевшей травы, зелень радует глаз. Настоящая Швейцария! Только вот в нашей Швейцарии дороги какие-то волнообразные. Ощущение, будто едешь по шиферу. Как рассказали местные жители, дорогу в 6 километров обещали заасфальтировать, но... сделали 2 километра и на том благополучно остановились. Когда завершат работу, неизвестно.
Но жителей радует то, что решили другую проблему долины - с помощью спонсорских средств восстановили бассейн суточного регулирования воды (БСР). Теперь воды для полива у них достаточно.
И думать...
Однако и здесь все не так безоблачно. Как сообщил один из местных аксакалов, который, кстати, согласился сделать это не на глазах у местных чиновников, восстановить-то бассейн восстановили, но не подумали о фильтрации воды. Спускаясь с гор, вода несет собой и песок. По его словам, песок постепенно наполняет почву, тем самым снижая ее плодородность.
А вот проблему с питьевой и поливной водой жители этой долины решили. Даже построили с помощью спонсорских средств дамбу для защиты от наводнения в селе Кел-Тор. Отремонтировали оставшееся со времен СССР старое зернохранилище.
Дефицит информации
В селе Ак-Терек тоже планируют построить БСР, который позволит орошать 2 тысячи гектаров. На сегодня же, по сведениям главы местного айыл окмоту Улана Эсенбек уулу, 1 тысяча гектаров земли остается неиспользованной из-за отсутствия поливной воды.
Оказывается, фермеры не прочь были бы и повысить свои знания в области агрономии. По данным главы села Дон-Талаа Максата, среди них есть только один агроном, которому далеко за 80.
«В прошлом году купили в айыл окмоту аммиачную селитру, но там не объяснили, как ее использовать, вот и пришлось ходить за 80-летним аксакалом, чтобы он рассказал об особенностях удобрения. Ветеран труда назвал около 20 видов аммиачной селитры и спросил, какой именно вид мы приобрели, а мы откуда знаем, какой вид? Вот и использовали ее, как могли», - делится своими злоключениями он.
Со слов жителей Дон-Талаа, они живут в условиях информационной изоляции. Газеты приходят поздно, а телевизор ловит только один канал. Поэтому жители очень просили журналистов довести до властьимущих их просьбу помочь с информационным обеспечением.
Село другое - проблемы те же
Проблемы с питьевой и поливной водой испытывают почти все жители южного побережья кыргызской жемчужины. Есть они и в известном селе Барскоон, расположенном у подножия красивейших горных вершин, круглогодично не снимающих свои «белые шапки», и возле густых еловых лесов, растянувшихся вдоль хребтов.
Из-за маловодья, которое жители связывают с медленным таянием ледников, являющихся здесь основным источником влаги для людей, начались проблемы с поливом и питьевой водой. Люди, проживающие в новой части села, возят воду во флягах, набирая ее в ближайших колонках, расположенных в старой части села, или в других источниках.
Впрочем, кое-какие подвижки все же есть. Впервые за двадцать лет, что существуют новые массивы села, кое-как провели водопровод, в котором вода, однако, бывает не всегда.
Заложники бесхозяйственности
Со слов сельчанина Исмаила Иманалиева, местных жителей очень волнует проблема возможного маловодья. «Большинство живет хорошо, есть даже такие, кто умудряется получать миллионные прибыли от реализации сельхозпродукции. Но если здесь не будет воды, то не будет и жизни», - не на шутку расстроен он.
Южный берег Иссык-Куля... Утопающие в зелени айылы, плодородные сады, в которых под тяжестью урожая ломятся ветки у абрикосов и яблонь... Сегодня все жители этого региона являются заложниками угрозы маловодья, вследствие чего недополучают тысячи тонн урожая. Все они пожинают плоды безалаберного отношения к гидросооружениям, оставшимся от Союза...
Чтобы исправить ситуацию и начать строительство новой инфраструктуры, они делают все, что в их силах. Не надеясь на государство, люди самостоятельно ищут средства через гранты международных организаций, обращаются за поддержкой в компанию «Кумтор», по крохам собирают деньги по селам. И кое-что у них уже получается.