02:51
USD 88.85
EUR 94.81
RUB 0.95
Общество

Природа Кыргызстана: охраняем, уничтожая?

Недавно услышал разговор аксакалов, которые были обеспокоены сокращением численности животных в Кыргызстане.

Один рассказал историю, которая произошла с ним в конце 80-х. Дорога на джайлоо шла через густой ореховый лес, день клонился к вечеру. Вдруг его лошадь остановилась и начала сильно фыркать. Не слушаясь хозяина, она поскакала в другую сторону. Его зацепила толстая ветка и свалила с лошади. Только поднял голову, как мимо него с хрюканьем пробежал десяток поросят, а за ними здоровенный дикий кабан. Только после того как они исчезли, он понял, как ему сильно повезло: от страха за своих детенышей кабан мог подсадить его на клыки.

Как рассказали старожилы, таких встреч с кабанами не помнят уже давно. Да и других животных увидеть можно нечасто.

По сведениям известного ученого Эмиля Шукурова, в мире идет сокращение естественных популяций млекопитающих, 74 вида на сегодня вымерли. Кроме того, 162 вида животных находятся в критическом состоянии, 352 - в угрожаемом, а 587 - в уязвимом. Ученый дополняет, что с 1996 по 2000 год этот список пополнился еще на 51 вид.

Являясь частью природной экосистемы Земли, Кыргызстан далеко не блещет прогрессом в улучшении биоразнообразия или его сохранении. Скорее, наоборот.

У нас не лучше...

В 1985 году в Киргизии была издана первая Красная книга, где были перечислены животные, находящиеся на грани исчезновения. Тогда в список вошли 13 видов и подвидов млекопитающих, 20 видов и подвидов птиц, 3 вида пресмыкающихся, 2 вида рыб, 5 видов насекомых и 65 видов высших растений. Второе издание книги увидело свет в 2007-м. За двадцать лет список исчезающих животных вырос в геометрической прогрессии. За мизерный по эволюционному измерению времени период под угрозу исчезновения попали еще 13 видов. Так, под угрозой исчезновения оказались тянь-шаньский бурый медведь, косуля, индийский дикобраз. Удручающая статистика...

В новую редакцию книги включены 6 видов грибов, тогда как в первом издании их вообще не было. Исчезают и растения. Их список уже составил 89, в то время как в первом издании было 65. К ним добавились еще 23 вида! Если в 1985 году исчезновение грозило пяти видам насекомых, то за 20 лет их число достигло 18!

В советский период в книгу занесли 2 вида рыб, в 2007-м их стало уже 7. В их числе ранее многочисленные иссык-кульские маринка и голый осман. Угроза вымирания нависла над амфибиями, или, проще говоря, лягушками, являющимися индикаторами чистоты экологии. За годы независимости под угрозу попали еще 5 видов рептилий, в 1985 году их было 3.

Самая грустная картина с пернатыми. За период между первым и вторым изданиями под угрозу попали еще 33 вида! Среди них можно выделить голубей - белогрудого и бурого, дятла белокрылого, мухоловку райскую, которая по своей красоте не уступает тропическим птицам.

Куда уходят животные?

Одну из причин сокращения численности животных директор филиала НАБУ Толкунбек Асыкулов видит в использовании ареала их обитания для хозяйственных нужд и браконьерстве.

Например, кошка манул. В 1977-1979 годах во внутренних районах Тянь-Шаня на площади 14 тысяч гектаров было учтено 10-12 особей. Уже в 1998-м там не обнаружено ни одной особи. По информации ученых, причину исчезновения видят в браконьерской добыче сурков, которые являлись основной кормовой базой кошки.

Исчезли джейраны, которых в 1975 году только в Ляйлякском районе насчитывалось около 100. Малочисленный тянь-шаньский медведь еще в 1964-м составлял всего 200-250 голов. На сегодня же по справочнику животных КР за 2010 год он получил 2 балла, что означает: вид находится под большой угрозой исчезновения.

А иссык-кульский голый осман в результате промышленного улова доведен до грани исчезновения. Так, если еще в первой половине ХХ века улов составлял 700-800 центнеров в год, то уже в 60-е годы - 20 центнеров. В 1996-м улов запретили. Но из-за малочисленности поголовье все равно уменьшается.

Право на вандализм?

Оказывается, уничтожать животных физически можно, не только отстреливая их сотнями. Можно ослаблять их генофонд, что в конце концов тоже приведет к вымиранию вида. Очень изощренный способ.

Один пример. Ученые Эмиль Шукуров и Эркин Касыбеков во вводном очерке в Красной книге 2007 года издания пишут: «Памирский подвид барана Марко Поло является объектом коммерческой охоты уже на протяжении ряда лет, и отстреливаются только лучшие производители - обладатели наибольших рогов, что в результате привело к значительному ухудшению половозрастной, фенетической (наружное описание) и генетической структуры популяций. Оставшиеся самцы обладают значительно худшими генотипом и фенотипом, что в результате приведет к вырождению популяции и потере коммерческого интереса к такому роду охоты в пределах КР со стороны зарубежных охотников в кратко- и среднесрочной перспективе. Поэтому доводы экспертов о потере поступлений в бюджет в результате ограничений коммерческой охоты несостоятельны. Потери все равно наступят по указанным выше причинам. Однако будущее поколение потеряет не только экономическую выгоду, но, что важнее, памирскую форму горного барана в его первозданном виде».

Когда бедняк разоряет бедняка...

По словам старшего научного сотрудника биолого-почвенного института НАН КР Анары Алымкуловой, «флора и фауна республики далеко не изобилуют своими разнообразием и богатством, чтобы беспечно глядеть на их постепенное ухудшение». На исчезновение животного мира прежде всего влияют несколько факторов: недостаточное обеспечение охраны на специальных территориях, а также разрушенная при развале Союза система охраны природы. В настоящее время охрана позвоночных животных осуществляется в девяти заповедниках, восьми национальных парках и нескольких зоологических заказниках.

Еще одним фактором, оказывающим хоть и незначительное, но влияние на охрану природы, являются постоянные структурные и кадровые преобразования государственного природоохранного ведомства. К примеру, сегодня нет единого госоргана, несущего ответственность за охрану природы и диких животных. После образования в 2012 году Госэкотехинспекции она забрала часть функций у Главохоты. Как рассказал директор департамента охоты Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства Сулайман Бошкоев, иногда доходит до того, что одного браконьера ловят и сотрудник Главохоты, и Госэкотехинспекции.

Есть факты, вынуждающие животных отступать от своих ареалов обитания. Так, по словам директора национального парка «Кара-Шоро» Болота Джээнбекова, при общей площади парка в 14,3 тысячи гектаров его производственная зона возросла на 3,8 тысячи га и на сегодня составляет 11,8 тысячи га. Сложившуюся ситуацию он объяснил тем, что эта площадь фактически использовалась под выпас скота. При очередной картографии пошли навстречу местным жителям и территорию определили как производственную. При очередной картографии в 2018-м можно поставить вопрос о возвращении территорий, ушедших в производственную зону парка.

Браконьерам - преграды!

По данным Сулаймана Бошкоева, увеличение в несколько раз суммы штрафов за незаконный отстрел животных сократило факты браконьерства. Теперь штраф за незаконный отстрел одного барана Марко Поло или медведя составляет 400 тысяч сомов. Еще одним новшеством явилось стимулирование егерей: теперь им положено 30 процентов от суммы штрафа.

Однако порой невероятно трудно доказать факт браконьерства. Например, департаменту охоты пришлось возиться целых 8 месяцев только для того, чтобы доказать подлинность мяса оленя, потому как пойманный с поличным браконьер утверждал, что изъятое мясо является говядиной.

«Мы принципиально решили доказать его вину и отправили мясо на лабораторный анализ в Москву, откуда пришло подтверждение, что это действительно оленина», - не без гордости говорит глава ведомства.

Бывали случаи, когда браконьерство превращалось чуть ли не в геноцид животных. В памяти вопиющий случай 2008 года. Тогда удалось задержать четверых нарушителей с 41 тушей козерогов! По словам чиновников, тогда был снят с должности командир погранзаставы, замешанный в незаконном отстреле, двое получили условный срок. По их сведениям, мясо было разложено по мешкам, где были надписи с названиями госорганов, каким оно предназначалось.

По данным Верховного суда КР, с 2010-го по июнь 2014-го, то есть за три с половиной года, за нарушение природоохранного законодательства осуждено более 200 лиц. Их них по статье 278 «Незаконная охота» - только 2 человека. И это лишь те факты, которые обнаружены егерями и сотрудниками Главохоты на территории в десятки тысяч гектаров, закрепленной за одним работником ведомства.

Трудности в борьбе с браконьерством прибавляет и нехватка егерей. Так, по словам Сулаймана Бошкоева, на 7,8 миллиона га охотничьих угодий, или половину всех охотугодий республики, приходится чуть более 90 егерей и охотоведов. То есть на каждого егеря в среднем по 85 тысяч га при средней зарплате всего 1,6-1,8 тысячи сомов!

По информации специалиста департамента охоты Батыра Абдраимова, сегодняшний браконьер - это не сельский житель, который выходит на охоту, чтобы прокормить семью. Это вполне состоятельный гражданин, у которого хватает средств на сотни литров топлива для машины, покупку дорогого охотничьего снаряжения, провизии на несколько дней. Охота для них - только развлечение, и не больше.

Как сказал ведущий специалист Главохоты Павел Дибров, «о том, что диких парнокопытных продолжают убивать, можно даже понять по выставленным на продажу в ЦУМ сувенирным национальным камчам, рукоятки которых сделаны из ножек косуль, козерогов и горных баранов».

Луч света в темном царстве

Вместе с тем есть пример, который показывает, что при желании можно не только сохранить оставшееся, но и приумножить. Тому доказательство - увеличение численности благородного оленя в Нарынской области. Так, если в 1983 году она составляла 130 особей, то в 2003-м достигла уже 280.

На сегодня государство серьезное внимание уделяет спасению снежных барсов и горных баранов. И в этом большая заслуга гражданского сектора, поднявшего вопрос на государственный уровень. Однако есть и другие виды животных, которые нуждаются в заботе.

Их спасают, а они умирают...

Буквально 25 июня 2014 года вступил в силу новый Закон «Об охоте и охотничьем хозяйстве». Документ, как говорят специалисты, стал новой вехой в истории защиты животных.

Но это только закон, красиво изложенный на бумаге. На деле же охоту никто не отменял. А деньги, поступающие от выдачи разрешений на отстрел, далеко не способствуют сохранению животных. Так, по сведениям Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства, за 2013-й в доход государства от охоты поступило 28 миллионов сомов. По сегодняшнему курсу это около $540 тысяч. Стоимость хорошего особняка в центре Бишкека. Львиная доля этой суммы поступает от иностранных охотников, которые, по информации природоохранного ведомства, отстреливают только лучшие экземпляры горных баранов.

Как рассказал директор департамента охоты, поступающие средства распределяются следующим образом: 30 процентов - на биотехнологические мероприятия, 20 - на нужды айыл окмоту, которые тратят их исключительно для своих экономических нужд, 30 - самой Главохоте на проведение мониторинга животного мира и только оставшиеся 20 процентов идут на охрану природы, например, на ликвидацию последствий природных катаклизмов.

Как видно из отчета распределения средств, ни один тыйын не идет на проведение научных работ, направленных на сохранение животных, на зарплату и техническое оснащение егерей, то есть людей, стоящих на передовой в борьбе с браконьерством, а также на улучшение заповедников, нацпарков.

Как отметил директор биолого-почвенного института Национальной академии наук Бекмамат Жээнбаев, с 90-х годов государство выделяет институту средства только на зарплату и оплату коммунальных услуг. Наука держится только благодаря иностранным грантам и самим ученым-энтузиастам, которые порой, чтобы провести научную работу, тратят собственные средства.

Буквально накануне госагентством был проведен конкурс на аренду охотугодий Иссык-Кульской и Нарынской областей. Чиновники 60 охотничьих угодий сократили до 42, чтобы увеличить площади для создания условий к воспроизведению диких животных. Однако конкурс прошел при активном сопротивлении чиновников из областей, которые хотели, чтобы он проходил на местах. Эти акции лишний раз подтвердили, что желающих делать бизнес на уничтожении животных предостаточно.

Бизнес