Пока кыргызстанцы бурно спорят в социальных сетях о перспективах одного из самых больших проектов правительства - о биометрической регистрации населения страны, вполне логично беспокоясь о безопасности личных данных, парламент послушно проголосовал за закон. А часы отсчитывают уходящие дни, отведенные президентом чиновникам для создания Единого регистра населения.
Похоже, назначенного ответственным за реализацию проекта под ключ первого вице-премьера Тайырбека Сарпашева волнует только собственное будущее. Алмазбек Атамбаев, как все помнят, пригрозил ему отставкой, если не уложится в срок.
В правительстве торопятся. Чиновники заверяют, что с поставленной задачей справятся. Но какой ценой?
Личная безопасность под угрозой
Гражданские активисты бьют тревогу вместе с широкой общественностью. Они заявляют о прямой угрозе личной безопасности кыргызстанцев, если закон о биометрике будет принят в том виде, в каком его утвердили парламентарии.
По мнению «Гражданской инициативы интернет-политики», одним из главных пробелов и недостатков этого законопроекта является необоснованное неотнесение биометрических данных к информации персонального характера/персональным данным.
«Но, согласно действующему законодательству КР, биометрические данные граждан являются персональными. И, следовательно, на них должны распространяться все гарантии и принципы, которые заложены в Конституции и законодательстве, - о неприкосновенности частной жизни и праве на самоопределение в отношении своих личных данных», - поясняют эксперты.
Непонятно, почему никто из членов Жогорку Кенеша не придал значения таким важным нюансам. Ведь основные принципы, которые закреплены в Основном законе, Гражданском кодексе, которые касаются персональных данных, гарантируют право граждан на неприкосновенность и охрану частной (личной) жизни. Да и другие персональные данные являются конфиденциальной информацией, в отношении персональных данных действует принцип самоопределения.
Пожалуй, один-единственный депутат Дастан Бекешев пытался достучаться до коллег. Однако его не услышали.
Стоит напомнить, что международные стандарты в сфере защиты персональных данных и отечественное законодательство, которое соответствует этим параметрам, однозначно устанавливают, что только субъект персональных данных вправе самостоятельно решать, представлять их кому-либо или нет. Любой гражданин вправе отказать в их представлении без указания причины и вправе требовать блокировки и уничтожения своих персональных данных. То есть это неотъемлемое, гарантированное Конституцией и неподлежащее никаким ограничениям право самого субъекта.
Иными словами, никакой законодательный акт не может налагать обязанность на граждан представлять свои персональные данные в обязательном порядке, ни один государственный орган не вправе требовать их обязательного представления.
Так что чиновников, поспешивших заверить главу государства в успешной кампании по выполнению «проекта века», скорее всего, ожидает если не массовое, то многочисленное бойкотирование спущенной сверху обязательной биометрики. Кому хочется, чтобы его личное стало достоянием кого бы то ни было? А при нашей поголовной безответственности и кадровой текучке даже среди самых высокопоставленных госслужащих (вспомните, сколько раз за 23 года поменялось правительство) никто сегодня не гарантирует полной конфиденциальности личных данных.
Очень странные тендерные танцы
Тем временем правительственные чиновники заняты тендером на закупку оборудования для биометрического проекта. И тут сроки тоже поджимают. Ранее Тайырбек Сарпашев публично объявил, что заявки подали 30 компаний, в том числе местные. Однако журналисты тотчас заподозрили ответственного за реализацию проекта в непонятных играх. Дело в том, что информация о тендере была размещена на сайте за несколько часов до того, как первый вице-премьер похвастался активностью производителей спецоборудования. То есть они физически бы не успели подать эти заявки. Позже стало ясно, что речь идет только о том, что некие компании просто скачали документацию. Скачать ее может любой желающий. Известно, например, что скачали электронные бумаги кыргызстанские типографии, у которых не было и нет не только этого специального оборудования, но и средств на его закупку. Профессиональное любопытство, не более.
Сам Тайырбек Сарпашев сохраняет завидный оптимизм. Он не теряет надежды уложиться в отведенные, однако очень сжатые сроки. «Мы должны успеть. Сейчас объявлен тендер на закупку оборудования. Оно чуть сложнее, чем телефон. Если процедурно торги не будут вызывать споров, то 4 июля мы определим потенциального поставщика. В течение двух недель рассмотрим ценовые предложения и к концу июля подпишем контракт. В начале августа начнется поставка первой партии. Параллельно мы должны провести обучение специалистов. Работа несложная, в течение двух-трех дней ее освоит любой студент. Но мы будем обучать сотрудников Государственной регистрационной службы, спецслужб, так как это очень ответственный процесс. В августе пройдет обучение сборщиков, и 31 августа они приступят к сбору данных. Самыми активными будут первые 4 месяца. За это время надеемся собрать более 70 процентов данных. Для этого необходимо закупить около 1 тысячи комплектов оборудования», - сказал он ранее в интервью ИА «24.kg».
Чиновник обещает, что «торги будут прозрачными, однако метод немного сокращен из-за нехватки времени».
«Мы покупаем практически обычные компьютеры с небольшими особенностями», - добавил он.
Немного истории и много вопросов
Еще год назад, летом 2013 года, ГРС разработала и внесла в правительство ТЭО по внедрению документов нового поколения. В нем прописано все, что необходимо для реализации проекта, частью которого и является сбор биометрических данных, в том числе список необходимого оборудования и методология сбора информации. Однако сейчас чиновники заявляют, что не знают, какое необходимо оборудование, и объявляют закупку методом двухэтапных торгов, ссылаясь на невозможность определения технических характеристик для сбора данных.
ТЭО разрабатывалось в бытность руководителем ГРС Эрлана Сапарбаева. Вместе со своим назначенцем в ГП «Инфоком» Булатом Токсобаевым они привлекли специалистов, которым заплатили... 3 (!) миллиона сомов. Работы, которые, возможно, на отлично были выполнены наемными специалистами, не были использованы по назначению. То есть государственные средства - 3 миллиона сомов - потрачены впустую. Кто должен за это нести ответственность? В правительстве делают вид, что не знают.
А сейчас появилась информация о том, что бывший директор ГП «Инфоком» стал представителем французской компании SagemMorpho - одним из претендентов, активно интересующихся биометрическим проектом. В аппарате премьер-министра подтвердили, что эта французская организация заявила, что намерена участвовать в тендере. Сам Булат Токсобаев пока недоступен для комментариев. Зато есть информация о SagemMorpho. Из открытых источников. Вот что пишет иностранная пресса:
Парижский суд оштрафовал французское управление по аэронавтике и группу по защите компании SAFRAN за подкуп нигерийских государственных чиновников с целью выигрыша национального контракта по производству национального удостоверения личности. Суд установил, что взятки помогли SAFRAN выиграть конкурс и заключить контракт на поставку более 70 миллионов удостоверений личности в африканскую страну на $214 миллионов. Во время судебного разбирательства был учтен факт о предполагаемых преступлениях, совершенных компанией Sagem: бывшая фирма по производству электроники, которая слилась с компанией SNECMA и сформировала компанию SAFRAN в 2005 году.
Обвинения обусловлены утверждениями бывшего президента Нигерии Олусегуна Обасанджо. В 2001-м руководители Sagem выплатили нигерийским чиновникам взятки от $30 тысяч до $500 тысяч с целью выигрыша контракта по производству национального удостоверения личности.
Согласно французскому законодательству, подкуп иностранных должностных лиц является уголовным преступлением. Парижский суд оштрафовал SAFRAN на $630 тысяч. SAFRAN также владеет брендом Morpho, который специализируется на биометрических технологиях для идентификационных карт и разработке приложений для правоохранительных институтов.
Согласитесь, мутная история, о безупречности сложно говорить...
Скрытое лобби и чье?
Еще один любопытный штрих. Булат Токсобаев был отправлен в отставку новым руководством ГРС. А в ГП «Инфоком» оставался принятый им на работу Таалай Байтереков, являвшийся заместителем по технической части. Последний не работает в «Инфокоме» лишь с 25 июня 2014 года. Оба, кстати, были активными участниками разработки той самой тендерной документации, которую им поручил организовать Эрлан Сапарбаев.
Разработанная ими документация, обошедшаяся бюджету в 3 миллиона сомов, ушла в корзину, а ГП «Инфоком» сейчас принимает не менее активное участие в разработке новой документации, с корректированными параметрами.
Гражданские активисты, имевшие доступ к проекту этих документов, полагают, что новая документация написана на основе той, выброшенной в корзину. Но в ней изменили некоторые пункты, убрали другие, и не исключено, что это сделано под одну из лоббируемых компаний. Кем? Скоро узнаем наверняка. Не исключено, что все корректировки произведены столь поспешно в интересах определенного участника с целью уменьшить число других желающих. Не нужно объяснять, что отсутствие конкуренции приведет к росту цен.
Однако Тайырбек Сарпашев заверял, и неоднократно, что торги будут честными и прозрачными. Он просто обязан теперь их обеспечить. А как, если уже сейчас чиновник откровенно лукавит? Например, говоря о том, что для проекта нужны «практически обычные компьютеры с небольшими особенностями». Нужны не только компьютеры, а также видеокамеры, сканеры для снятия отпечатков пальцев и оборудование для электронной подписи. А еще нужно обучить десятки служащих на всем этом оборудовании работать.
Кстати, та же компания SagemMorpho предлагает планшеты, в которых, если камера сломается, необходимо менять весь гаджет. Нетрудно догадаться, насколько могут увеличиться расходы.
Или такой штрих. Чиновники почему-то решили, что технические параметры нужно дать только тем претендентам, которые успешно преодолеют первый этап конкурса. Почему? Где гарантии, что во второй круг пройдут именно те производители, чья продукция отвечает требованиям тендера? Как выше говорилось, среди более 30 компаний, скачавших документацию, много местных. У них нет не только опыта работы с биометрическими проектами, но и сотой доли нужного оборудования. Не дали на первом этапе конкурса и параметры программного обеспечения. Тут, вообще, говорить излишне о такой необходимости, тем более для сохранения равных условий всем конкурсантам.
Мелочи, не правда ли? Но в случайные совпадения верить наивно же? Особенно в нашей стране...