Чуть больше двух месяцев осталось правительству, чтобы приступить к реализации кампании по обязательному сбору биометрических данных граждан старше 16 лет. Напомним, на основе этой информации будет сформирован список избирателей и, по мнению чиновников, обеспечена прозрачность предстоящих парламентских и президентских выборов. Кабинет министров спешно изучает опыт других стран, которые уже прошли через «биометрические» испытания.
Первый вице-премьер-министр Тайырбек Сарпашев в интервью ИА «24.kg» рассказал, с какими трудностями столкнется Кыргызстан и как он намерен отбиваться от нападок тех, кто выступает против биометрического проекта.
- Вы съездили в Монголию, чей опыт приводят в пример. Что нового узнали у монгольских коллег?
- Нам многому можно поучиться у Монголии. Сбор биометрических данных гораздо проще, чем мы думали. В Монголии население в два раза меньше, чем в Кыргызстане, но сложность там возникла из-за того, что население разбросано на тысячи квадратных километров. В то же время сбор биометрических данных и выдачу биометрических паспортов они проводили одновременно. Мы решили разделить эти этапы. Сбор биометрики будет обязательным, а выдача паспортов - добровольной. Для проведения выборов наличие биометрических ID-карт необязательно. Биометрические паспорта будут нужны, когда мы введем единую платежную систему. Внутренний паспорт можно будет использовать как банковскую карту. Кроме того, такой паспорт потребуется для паломников, посещающих Саудовскую Аравию. В СМИ уже появилась информация о том, что сбор биометрических данных якобы противоречит религиозным убеждениям. Хочу отметить, что первое ограничение поставила именно Саудовская Аравия. Выдача биометрических паспортов начнется со следующего года, когда мы соберем данные всех граждан.
Мы за основу берем список Центризбиркома и сличаем его с базой Госрегистра. По участкам будем уточнять адреса, так как одна и та же улица носит разные названия. Проще говоря, каждую улицу мы пронумеруем. Под номером будет находиться и старое, и новое название, чтобы исключить путаницу.
Отдельно хочу сказать про оборудование для сбора биометрических данных. Оно простое в использовании. Сбор начнется с регионов, в айыльных округах, задействуем почты, Социальный фонд, данные будут запрашиваться при выдаче пенсий, пособий, зарплат. Кроме того, привлечем волонтеров, которые будут ходить по домам. Организовать этот процесс можно в короткие сроки. За 5-7 месяцев мы планируем создать базу.
Проблема с гражданами, находящимися в России, упростилась. Более 2 миллионов кыргызстанцев уже сдали биометрику. Российская сторона готова передать эту информацию. Нам остается посмотреть только на качество этих данных. В остальных странах сбор будет производиться в посольствах или при пересечении границ.
Нам есть чему поучиться у Монголии и в плане проведения выборов. Там человек ни практически, ни теоретически не может получить два бюллетеня. Приложив большой палец к сканеру, он проходит идентификацию. Ему выдается две квитанции, одна остается у него, другую он отдает члену комиссии и взамен получает бюллетень. После выборов сводится баланс имеющихся бюллетеней и квитанций. Если у человека отсутствует большой палец, этот факт активируется и избирателю разрешается голосовать по указательному пальцу.
Нам нужно скрупулезно подойти к спискам избирателей. Не позднее весны 2015 года депутаты должны определить окончательный вариант избирательного кодекса. Если в нем будут особенности, мы должны к ним подстроиться и внести несущественные изменения в свой план.
- Правительство изучило опыт десятка стран. Что решили?
- У Кыргызстана будет индивидуальный подход с учетом государственных, географических особенностей и внутренней миграции. В некоторых странах биометрические данные собирают по мере обращения граждан при получении паспорта. Но этот процесс займет около 5 лет, пока все не поменяют документы. Сейчас мы хотим гражданам с паспортами советского образца бесплатно выдать ID-карты.
- Но в вашем плане сроки исполнения уже сдвигаются. Успеет ли ваша команда качественно реализовать проект?
- Мы должны успеть. Сейчас объявлен тендер на закупку оборудования. Оно чуть сложнее, чем телефон. Если процедурно торги не будут вызывать споров, то 4 июля мы определим потенциального поставщика. В течение двух недель рассмотрим ценовые предложения и к концу июля подпишем контракт. В начале августа начнется поставка первой партии. Параллельно мы должны провести обучение специалистов. Работа несложная, в течение 2-3 дней ее освоит любой студент. Но мы будем обучать сотрудников Государственной регистрационной службы, спецслужб, так как это очень ответственный процесс. В течение августа пройдет обучение сборщиков, и 31 августа они приступят к сбору данных. Самыми активными будут первые 4 месяца. За это время надеемся собрать более 70 процентов данных. Для этого необходимо закупить около 1 тысячи комплектов оборудования.
- На заседании штаба вы говорили, что, возможно, оборудование будет куплено без тендера. Почему изменили решение?
- Мои слова были искажены. Еще тогда мы решили проводить тендер и создали комиссию, в которую вошли 23 человека. Торги будут прозрачными, но метод немного сокращен из-за нехватки времени. Мы покупаем практически обычные компьютеры с небольшими особенностями.
- Не стоит исключать, что по каким-то определенным причинам тендер может не состояться, а объявлять повторные торги нецелесообразно.
- На предварительное участие заявки подали более 30 компаний. Мы достаточно широко осветили предстоящую закупку. Если будут сдвиги на пару недель, будем решать вопрос индивидуально. Я всегда шучу, что один день нужно умножать на два. Мы будем работать днем и ночью. При возникающих нештатных ситуациях будем реагировать оперативно. Какие форс-мажорные обстоятельства возникнут, гадать не буду. Надеюсь, что все члены тендерной комиссии будут работать по закону.
- Есть опасения, что победит аффилированная компания, под которую написано предложение.
- Когда мы были в Монголии, нам рассказали, что у них в тендере участвовали малоопытные посреднические фирмы. Коллеги обещали передать список компаний, у которых ничего не было и они морочили голову. Эти списки мы передадим нашей тендерной комиссии. В технических условиях прописано, чтобы у поставщика оборудования был большой опыт работы. Безусловно, будут противники. После создания базы данных мы сможем проводить математически точные выборы. Эта точность не будет устраивать определенные политические силы, которые в неконтролируемых регионах могли добавить себе голоса. Я знаю партии, которые делали это не раз и на парламентских, и на местных выборах. Они будут прикрываться религией, конфиденциальностью. Однако в России 2 миллиона наших граждан безоговорочно сдали биометрические данные, при получении визы в немецком посольстве все сдают отпечатки пальцев и не возмущаются.
Если Минфин закупает 1 тысячу компьютеров, тендер проходит незамеченным. А к этому процессу пристальное внимание. Государство отказалось от инвесторов и само готово осуществить проект.
- По вашим подсчетам, сколько человек должны сдать биометрические данные? Даже у ГРС противоречивые сведения, разнящиеся от 3 до 5 миллионов человек.
- Это правильный вопрос. После сбора биометрики мы сможем назвать точную цифру. По моим данным, более 3 миллионов человек. Я беру общую практику проведения последних выборов. У многих граждан по два паспорта, люди меняют фамилии, ИНН, поэтому они могут противиться обязательному сбору данных, но для безопасности страны мы должны на это пойти.
- Президент дал вам срок до 1 сентября. Готовы ли вы оставить должность, если не успеете реализовать проект?
- Готов. Кресло Сарпашева оставлено в залог до сентября. Но президент говорил в целом о правительстве. Если мы не сможем выполнить план, уйдем все. Но понимать должны все, не только я - при неправильной траектории выборного процесса-2015 мы можем потерять не только должности, но и страну.