18:51
USD 89.01
EUR 94.71
RUB 0.94
Общество

Артур Бакиров: Аттестат - это просто сертификат о том, что ты закончил школу

В школах Кыргызстана 2 июня начнется государственная аттестация выпускников. Традиционно ученикам предстоит сдать письменные экзамены по математике, языку и литературе. В обязательном порядке также экзамены по истории КР и госязыку. А вот экзамен по выбору - в зависимости от будущей специальности выпускника - в этом году отменили.

Вместе с тем в республике работают над внедрением новой модели итоговой государственной аттестации школьников. О том, как идет процесс, и стоит ли внедрять в республике единый государственный экзамен, в интервью ИА «24.kg» рассказал директор Национального центра тестирования (НЦТ) при Минобразования Артур Бакиров.

- Традиционно выпускные экзамены проводятся по той советской схеме, когда определяется состав комиссии, предлагаются билеты и невозможно избежать субъективности. Это давно изжившаяся себя система, которая не определяет реальное качество подготовленности выпускника школы. Сейчас предлагается ввести новую модель - проведение тестирования. При этом будут предлагаться новые форматы тестовых заданий.

Те тесты, которые использовались раньше, были закрытого типа, с множественным выбором ответов. К примеру, из четырех ответов к заданию нужно выбрать правильный. Вероятность угадывания в таких тестах - до 20 процентов. Все это понимают, и, естественно, это вчерашний день. Сегодня мы должны предложить тесты более совершенные - на определение последовательности и соответствия. Допустим, на 4 вопроса есть 5 ответов. Нужно выбрать, что чему соответствует. Это намного сложнее и заставляет ученика мыслить. Кроме того, мы хотим посмотреть на финансовые затраты, поскольку школьник не обязан оплачивать выпускные экзамены.

- Так ли необходима новая модель?

- Сегодня доверие к школе крайне низкое, все считают, что знаний нет, но при этом можно получить хороший результат. Аттестат давно перестал быть документом, который подтверждает реальные знания. Это лишь сертификат о том, что ты закончил школу. А как закончил, это вузы абсолютно не интересует. Наша задача - вернуть доверие к аттестату, к учителю, к школе. Чтобы оценки были объективными, и чтобы они работали на выпускника. Зря что ли он учился 11 лет?

В апреле 2014 года мы провели пилотное тестирование в масштабе одной области - Таласской, где находится около 100 школ. Внедрение новой модели итоговой госаттестации реализуется в рамках проекта READ. Это российская программа содействия образованию в целях развития, в которой участвуют 8 государств из Африки и СНГ (Ангола, Мозамбик, Замбия, Армения, Кыргызстан, Таджикистан и другие). Финансирует проект правительство России, а оператором выступает Всемирный банк.

- Что можете сказать о результатах тестирования в Таласе?

- Статистика и обработка материалов еще продолжается. Результатов пока нет, но первые выводы есть. Школьникам нравится, им легче сдать тест, нежели сидеть перед комиссией и устно объяснять программу, при этом понимая, что к тебе всегда могут подойти предвзято. Есть и поддержка родительской общественности. Однако возникла некоторая настороженность со стороны учителей: им кажется, что через тест трудно выявить все реальные способности и знания учащихся. Опять же в силу того, что наши учителя - это традиционная советская школа. Стереотипы остались еще с тех пор. Прежде чем провести пилотирование, мы обучили более 30 учителей Бишкека тому, как правильно составлять тесты. Приглашали очень опытного международного консультанта Альгирдаса Забулениса.

Тестирование проходит по новому типу администрирования - в своей родной школе, сколько бы выпускников ни было. Это тоже очень важно в целях безопасности и психологического настроя школьника.

- По каким предметам проходил срез знаний?

- По математике, истории, родному языку и официальному/государственному (в зависимости от языка обучения). В последующем, если проект признают успешным, предметов будет гораздо больше, включая научно-естественный цикл. Мы надеемся, что в 2015 году проект продолжится, хотя есть вопросы с финансированием. С 12 по 16 мая в Санкт-Петербурге (Россия) прошла 4-я Глобальная конференция READ «Оценивание - путь к успеху. Роль оценки в достижении целей обучения», где КР представила отчет. Мы неплохо выглядели. Получили оборудование для обработки тестовых материалов. Министр нам ставит задачу: не позднее 2016 года переходить на новый формат. В первую очередь это связано со сложностью финансовой.

- Во что обошлось тестирование в Таласе?

- В пределах 8 миллионов сомов, которые профинансировал проект READ. Это немалая сумма. Но нужно иметь в виду, что в нее вошла стоимость оборудования, которое будет работать и в последующие годы. Также очень большие расходы идут на подготовку и экспертизу тестовых материалов, на командирование администраторов теста. Через год-два мы могли бы более четко определить, сколько это будет стоить, сколько людей будет задействовано.

- Школьники - народ предприимчивый, они всегда найдут способ списать. Будет ли у них такая возможность на выпускных экзаменах?

- Механизмы полностью отработаны, поэтому списать невозможно. Присутствует независимый администратор. Аудитория небольшая. Исключаются сотовые телефоны. Пакеты с материалами вскрывает один из учеников. Результаты также собираются и запечатываются при всей аудитории. То есть подложить и вынуть работы просто невозможно. Кроме того, мы же не предлагаем один вариант заданий всем, разработано до 4-8 вариантов. При этом можно комбинировать вопросы. Выйти из аудитории разрешается только в сопровождении администратора. Иногда это кажется смешным. Так ведь умудряются даже по дороге в туалет что-то придумать!

Мы работаем над доверием к центру, над нашим имиджем. Иногда, конечно, перегибают палку. Как правило, это те, кто не достиг желаемого результата.

- Кто разрабатывал вопросы для тестирования? Сегодня звучит немало нареканий к заданиям Общереспубликанского тестирования - якобы те не отвечают школьной программе.

- Материалы НЦТ и ОРТ категорически нельзя сравнивать. ОРТ определяет предрасположенность выпускника к дальнейшему обучению в высшей школе. Поэтому там есть вопросы на логику, на умение использовать свои знания в реальной - стандартной или нестандартной - ситуации. Тесты, разрабатываемые для итоговой госаттестации, основаны исключительно на образовательных стандартах и на программе средней школы.

- Недавно НЦТ провел тестирование среди одиннадцатиклассников, претендующих на аттестат особого образца. Можете прокомментировать итоги?

- Срез проводится уже четвертый год. В 2011 году более чем из 3,5 тысячи претендентов свои знания подтвердили всего 95 учеников, или 3 процента. В 2012-м количество заявок резко сократилось - почти до 2 тысяч. Подтвердивших свои отличные знания было уже 16 процентов. В этом году заявок поступило еще меньше - чуть более 1,2 тысячи. Из 1 тысячи 243 принявших участие в тесте отличников выявлено также около 16 процентов. Окончательные результаты еще подводятся: создана апелляционная комиссия (техническая), куда обратились более 300 школьников. Каждый считает, что он прав, и каждый, конечно, имеет на это право.

Радует, что учителя и администрации школ стали более ответственно подходить к отбору медалистов, а претенденты стали готовиться. Заметно, как поменялось отношение к самому тестированию. В этом году, чтобы избежать кривотолков, тестирование провели в один день по всей республике - 7 мая.

- «Двойки» есть?

- Да. Но с чем это связано? Как ставятся сегодня оценки?

- Учителя перестали ставить заслуженные «двойки», чтобы не портить статистику по успеваемости школы...

- И как определяют лучшего? Все познается в сравнении. На фоне двоечников тот, кто хоть что-то отвечает, становится отличником. Мы говорим о пятибалльной шкале оценивания школьников, но ведь она давно не работает. Есть только три оценки: «тройка», «четверка», «пятерка». Как можно определить уровень знаний тремя баллами? Поэтому и есть дутые пятерочники. Да, они учились с первого класса на пятерки, но в своей конкретной школе и на фоне остального класса. У нас нет жестких критериев оценки, когда ты получаешь соответствующие знаниям оценки. Это беда. Отсюда и «двойки» у отличников, которые приходят на апелляцию.

- В свое время предлагали ввести 10-балльную систему оценки.

- Над этим сейчас работают и в министерстве, и целая Академия образования. Изучается международный опыт. Создана рабочая группа, которая работает над созданием концепции стройной национальной системы оценивания.

- Когда она может внедриться?

- Думаю, это вопрос двух-трех лет.

- Какие преференции будут для медалистов в 2014 году?

- Они получат дополнительные 20 баллов к предметному тесту ОРТ. В 2013-м их освобождали от двух предметных тестов. Однако некоторые посчитали, что этого многовато. Хотя это лучшие дети, большинство из них - победители олимпиад, участники международных конкурсов. В любом случае нужна мотивация, чтобы человек понимал, что успешное обучение с первого класса помогает в жизни.

- Отдельные депутаты парламента настаивают на введении единого государственного экзамена (ЕГЭ). Как вы смотрите на такой эксперимент?

- Наша позиция основана на опыте соседних стран, передовых практик в мире: нельзя смешивать вступительные и итоговые экзамены. Возьмите опыт России. Огромная страна и все время трясется, что результат будет необъективным из-за утечки информации. Или Казахстан, где сейчас тоже ломают голову. Там итог выпускного экзамена также является и результатом для поступления. Теперь они не знают, как разделить экзамены. Ведь не все хотят поступать в высшую школу. Как с этими детьми быть?

Поэтому мы бы хотели в будущем видеть такую схему: результат ОРТ (который большинство сегодня принимает) плюс средний балл аттестата. Это уже и мотивация, и понимание того, что школьные знания нужны. В советское время кроме вступительных испытаний обязательно прибавлялся средний балл аттестата.

Тенденция последних лет у нас такова, что начиная с 9-го класса дети перестали учиться по всем школьным предметам. Они определили для себя направление будущей деятельности, предположим, и целенаправленно готовятся только по тем предметам, которые есть в ОРТ. Если они будут понимать, что каждый предмет будет иметь свой вес в аттестате, то будут стремиться к комплексному обучению.

Бизнес