12:05
USD 88.85
EUR 94.92
RUB 0.96
Общество

Бюджетные средства? Нет, не видели…

Парадоксальная ситуация складывается в городе Кара-Балте: мэр города Данияр Шабданов отчитываться перед депутатами городского кенеша не желает. «Почему я должен выполнять ваши прихоти?» - говорит он. А депутаты упорно настаивают, желая знать, что происходит с бюджетными средствами, почему немалые суммы уходят на чьи-то счета без согласования с депутатами, используются не по целевому назначению. После долгих препираний, так и не получив ответов на свои вопросы, депутаты обратились с письмами в правоохранительные и фискальные органы республики.

Письма разные, ответы одинаковые

Вместо ответа по существу вопроса практически из всех инстанций депутаты получили... рекомендации обратиться в другие ведомства или вообще никуда не обращаться.

Когда читаешь эти ответы, то просто голова идет кругом: зачем они вообще написаны? Чтобы соблюсти приличия - вроде «мы вам обязаны отвечать, мы вам ответили»? Вот, скажем, обратились депутаты в правительство. Оттуда вежливо сообщают: переслали ваше письмо в Государственную службу по борьбе с экономическими преступлениями. Те так же вежливо отвечают: проверили. И прилагают справку, в которой перечисляются фамилии членов созданной комиссии, затем пересказывается, как и какие тендеры объявлялись в городе Кара-Балте, и прочее, прочее... И только в конце в одной фразе робкая констатация: не все участники тендеров были в одинаковых условиях. Так о том и речь, что неравные условия порождают таинственное распределение бюджетных средств. И что?! А ничего. Вывод комиссии таков: она рекомендует «обратиться в уполномоченный государственный орган». Что это за орган? Почему правительство сразу не задействовало его в этой проверке? Зачем три уважаемых чиновника приезжали в Кара-Балту и утомлялись тут проверками? Если на самом деле они, как выясняется, никакой не уполномоченный орган?

Справедливости ради заметим, что так сработало предыдущее правительство. С верой в новое правительство депутаты сейчас пишут новое письмо.

Тем временем в городе побывали и благополучно отбыли комиссии и от других уважаемых органов. Включая Генеральную прокуратуру и Счетную палату. Однако впечатление такое, что никакой мусор из своей избы депутаты как бы и не выносили. За пределами Кара-Балты он тает, словно туман. Поэтому начинает работать народная фантазия: а может, кому-то в Бишкеке такой расклад выгоден? И в новом своем письме правительству депутаты намереваются также заострить внимание на этом моменте: если все проверки, по сути, не дают анализа положения дел в городе, то не означает ли это, что кто-то в этом заинтересован? Посмотрим, что им ответят на этот раз.

Может быть, поднимаемые городскими депутатами вопросы слишком мелки, недостойны внимания республиканских чиновников? И использование бюджетных средств, аккумулируемых здесь в виде местных налогов, никому, кроме самих карабалтинцев, неинтересно? Странная позиция, если принять во внимание, что бюджет города в последние годы значительно вырос, однако на судьбе самого населенного пункта и его жителей это обстоятельство почему-то никак не сказалось.

Деньги любят счет

О каких же деньгах идет речь? О средствах, выделяемых на санитарную очистку города путем тендеров. В данном случае - о 17 миллионах сомов и постоянно прилипающих к этим миллионам еще тысячам сомов в виде дополнительных соглашений.

Есть, оказывается, такая увлекательная штука, как эти «дополнительные соглашения». Чтобы получить к ним доступ, для начала нужно выиграть тендер. Это главное условие успеха. А потом плановые деньги каким-то неуловимым способом притягивают к себе какие-то внеплановые. Тогда миллионы и тысячи сомов начинают, запутываясь, игриво перетекать друг в друга, совершенно не оставляя возможности понять, почему это происходит.

Картина выглядит следующим образом. Сначала кто-то выигрывает те самые тендерные средства, затем, придерживая их почему-то, получает другие средства по дополнительным соглашениям. Зачем? Вот тут-то бы и высказаться компетентным органам, к которым настойчиво, но безуспешно и обращаются депутаты. Для чего придерживаются миллионы? И что они в это время «делают»? Ведь не валяются же, отлеживая бока. А на что используются дополнительные средства? Скажем, уже полученные в нынешнем году 462 тысячи и 782 тысячи сомов? Почему-то шепча и оглядываясь, работник мэрии, пожелавший остаться неизвестным, пояснил: на эти средства город был дважды вычищен от снега. Ничего себе! Это мне только показалось, что зима была не особенно снежной? А карабалтинцы точно не преодолевали огромные сугробы?! А главное, какой удобный метод: снег, если он и был, давно растаял, а вместе с ним растаял и миллион с лишним сомов!

Занимательная арифметика! Однако проверяющие организации она почему-то не вдохновляет. Как не взволновал их и исчезнувший бесследно деловой лес в виде 400 (это только те, что подсчитали депутаты) вырубленных деревьев. Как и не взволновала их та легкость, с которой в Кара-Балтинской мэрии меняется вид работ, на которые выделены средства. Скажем, на строительство туалета и благоустройство прилегающей территории в нижнем парке города выделено 950 тысяч сомов. Но туалет так и не появился, осталась без благоустройства и территория. Зато там появилось освещение. Хорошо? Да. Но почему такая работа проведена не на свои деньги и в обход городского кенеша? Ведь менять виды работ вправе только он. Ответа нет.

Перечислять все факты не буду. Это несекретный материал, и он давно известен практически всем государственным службам. Замечу только, что схем проводки денежных средств много. Но сейчас все они легко прикрываются так называемыми актами приемки. Что там происходит на самом деле и почему, ответа нет и поныне.

Кто кому начальник, и есть ли он вообще?

Послушав сбивчивые речи городских депутатов, прочитав невнятные ответы проверяющих организаций из центра, пытаюсь понять: а кому вообще у нас в стране подотчетны мэрии таких городов, как Кара-Балта? Согласно Закону «О местном самоуправлении», городским кенешам и населению. Насколько мэрия Кара-Балты подотчетна местному кенешу, известно всем. Ни на сколько. Мэр должен дважды в год отчитываться перед депутатами. Но если он не хочет этого делать, что тогда? Тогда к ответу, получается, его должно призвать население. Как? Каков механизм таких призывов? Неизвестно. Хотя нет, есть один способ - митинги. Терпит народ, терпит и... собирает митинги. А мы потом удивляемся, почему у нас народ так митинги любит. Просто у граждан нет другой формы влияния на власть.

Пытаюсь понять: если ни депутаты, ни население авторитетом для местной власти не являются, то кто должен заставить ее ответственно относиться к своим обязанностям? Ведь если на то пошло, то обращение в правоохранительные и фискальные органы - это тоже крайняя мера. Когда, как говорится, уже все горит. А кто должен осуществлять, если так можно выразиться, профилактические работы - по предотвращению возможных нарушений?

Пытаюсь выяснить это у депутатов. Называются разные имена, разные должности, выдвигаются разные версии. «А у вас не было общения с этими структурами?» - уточняю. «Нет. Как они работают, мы не знаем. Они не сотрудничают с нами, не встречаются с нами. Все построено по принципу: мы обращаемся, просим, но, наверное, наши проблемы им неинтересны...»

Интересно, а сколько еще таких «вольных» городов и весей в нашей стране? Работает ли вообще государственный механизм управления в стране?

P.S. С большим интересом депутаты Кара-Балтинского городского кенеша выслушали слова премьер-министра Кыргызстана Джоомарта Оторбаева, сказанные им на заседании правительства в конце апреля текущего года. Он произнес их перед обсуждением вопроса «Об оценке эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления». В частности, о том, что при такой оценке отношение ко всем будет одинаковое, без разделения на фаворитов и любимчиков. Это вдохновило местных депутатов. Вот только его слова о том, что так будет по итогам года, не очень их обрадовали. Ведь в ожидании справедливости прошел уже не один год...

Бизнес