17:29
USD 84.56
EUR 100.60
RUB 1.16
Общество

Вузовский пазл

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», единственный вуз в Кыргызстана, который вошел в рейтинг лучших учебных заведений СНГ и оказался на 61-м месте, - Кыргызско-Российский Славянский университет. Каждый год тысячи школьников пополняют армию студентов, но работу по профессии из них находят единицы. Бороться с хаосом в системе Министерство образования предлагает путем оптимизации вузов.

Дипломы без образования

«Наши студенты получают диплом американского образца. О чем это говорит? Мы должны доказать нашим учредителям, что качество образования студентов АУЦА как минимум не хуже, чем в любом из вузов Америки. То же касается и Кыргызско-Турецкого университета «Манас». Они должны доказать, что их студенты получат в Кыргызстане те же знания, что и в Турции. Такая конкуренция важна. Проблема кыргызстанских вузов в том, что они никому ничего не должны. Им не надо ничего доказывать», - говорит ректор Американского университета в Центральной Азии Эндрю Вахтель.

В Кыргызстане работает 52 высших учебных заведения. Кроме них действуют структурные подразделения как внутри вузов, так и в регионах. 31 вуз в стране - государственные. В свое время учредителем учебных заведений выступало либо правительство, либо соответствующий государственный орган. После обретения независимости количество учебных заведений, которые выдавали выпускникам заветный диплом о высшем образовании, заметно увеличилось. Законы рынка диктовали свое. Институтов открывалось все больше, а вот выпускников на работу устраивалось все меньше.

«В последние годы наблюдается искусственное увеличение количества вузов, которые готовят по дублирующим специальностям. Чаще всего специальности не соответствуют профилю учебного заведения. Есть претензии к качеству образования. Все эти вопросы породили необходимость наведения порядка в системе высшего образования Кыргызстана», - рассказал министр образования и науки КР Канат Садыков.

Многие государственные вузы стали открывать у себя направления, не связанные с миссией учебного заведения. Например, педагогический вуз вдруг стал готовить не преподавателей, а экономистов. Почему? Ответ прост: спрос рынка. Провести 5 лет в стенах института, чтобы потом пойти работать за небольшую зарплату в школу, хотят немногие. А вот диплом юриста или экономиста значит многое. А если вуз имеет хоть сколько-нибудь значимое «имя», то уже не важно, каков его основной профиль. Старейшие вузы Кыргызстана стали использовать свое «имя» как ловушку для денег.

«Мы подчинялись законам рынка и считали, что рынок будет регулировать процесс. Рассчитывали, что сложится система, которая ограничит подготовку специалистов в одной области и разовьет в другой. Но этого не произошло. Мы имеем то, что имеем. Мы получили вузы с привлекательными названиями, а не специалистов со знаниями. Вузы не выдерживают проверку на прочность и профессионализм. У нас пока нет вузов, которые могли бы отвечать статусу хотя бы в региональном масштабе. Система оптимизации сможет решить эту проблему», - говорит координатор Общественного экспертного совета по вопросам образования при президенте КР Замира Дербишева.

Ставка на мегауниверситеты?

Порядок решили навести оптимизацией вузов. Что это означает, чиновники до сих пор объясняют обывателям. На самом деле речь о возвращении того самого профильного образования, что было в Кыргызстане до развала Советского Союза. Естественно, с оглядкой на реалии сегодняшнего дня.

«Я предложил Экспертному совету по вопросам образования при президенте КР свое видение оптимизации. Есть много методов, например, закрытие вузов и перевод студентов в другое учебное заведение. Я предложил другой вариант - укрупнение. Институты должны окончательно определить свой профиль, а не заниматься подготовкой всех подряд, вводя абитуриентов в заблуждение», - говорит Канат Садыков.

Программу одобрили. Государственные вузы замерли в ожидании. Кому же выпадет честь стать флагманом отечественного высшего образования, а кому - лишь мелкой сошкой? Об этом Министерство образования пока не говорит. Но известно другое: существенного уменьшения числа институтов ждать не приходится. Их количество сократится всего на 8-9 учебных заведений.

«Мы уже начали работу по оптимизации, проверили некоторые вузы и отозвали лицензии у тех, которые не являются профильными в отношении некоторых дисциплин. Существует и градация учебных заведений. Пока только 6 вузов имеют право готовить бакалавров, магистров и докторов философии. Это означает, что у них есть соответствующие кадры. Есть вузы, которые могут готовить только бакалавров и магистров. А есть и те, что получили право на подготовку только бакалавров, но хотят доказать, что могут готовить и магистров», - отметил Канат Садыков.

Из частного опыта

Многие годы самыми успешными и популярными вузами в стране остаются полностью частные вузы. Там система обучения и управления выстроена иначе, чем в государственных институтах. Представители этого сектора не спешат ратовать за объявленные реформы. Они уверены: еще не факт, что укрупнение вузов положительно скажется на качестве образования.

«Не важно, на скольких уровнях дают образование университеты, важно, чтобы они вообще давали качественные знания. От объединения вузов не обязательно будет результат. Ноль плюс ноль будет ноль. Количество не значит качество. Я готовлю каждый год 35 юристов, 34 из них находят работу в первый месяц после выпуска. Нужно учить столько студентов, скольким реально можно дать знания. Нужно смотреть, что оптимизируем и с чем сравниваем. Есть много систем образования. Нужно выбрать оптимальную для Кыргызстана», - говорит ректор АУЦА Эндрю Вахтель.

Соглашаться с доводами частника Министерство образования не спешит. Дескать, частный вуз и государственный - небо и земля. Что хорошо для одного, нельзя применять для другого. Государственный вуз - лицо страны. Его диплом дорогого стоит. Значит, и подход к работе должен быть иным.

«Частный вуз - маленький. Он старается давать качественное образование, чтобы оправдывать плату за обучение. Государственный регулируется иначе. Выдается диплом государственного образца, а следовательно, речь о соответствии стандарту. На сегодня у нас стандарт негибкий, поэтому параллельно оптимизации будет идти аккредитация вузов», - парирует Канат Садыков.

Нынешний стандарт аккредитации построен на количественных показателях - числе профессоров, наличии оргтехники и книг. Практика уже подтвердила, что ничего общего с реальными знаниями, которые студент получит в вузе, формальные показатели не имеют.

«Какая разница, сколько книг в библиотеке, если студенты давно пользуются электронной базой? Существующая система аккредитации вузов не связана с качеством образования. При аттестации учитываются показатели, ничего не говорящие о качестве организации учебного процесса», - уверен Эндрю Вахтель.

Там видно будет

Система аккредитации и лицензирования будущего, как ее видят в Министерстве образования, будет зависеть от множества критериев. Государство хочет практически полностью откреститься от этого. Задачу планируется возложить на профессиональные сообщества, которые, уверен министр образования, предложат совсем другие критерии оценки вузов, нежели сейчас. Будут учитываться отзывы работодателей, студентов и выпускников. Упор делается на критерии, принятые в международном сообществе.

«Мы надеемся, что благодаря таким изменениям в стране станет больше агентств, способных провести аккредитацию программ обучения на соответствие европейскому качеству. Наши образовательные программы должны быть признаны европейскими партнерами», - отметил Канат Садыков.

Программу реформы высшего образования в Кыргызстане разделили на два этапа. Первый - оптимизация государственных вузов. Она должна завершиться до 1 сентября 2014 года. Во время оптимизации ожидается создание единого педагогического университета и, возможно, единого технического с филиалами в регионах. Параллельно будет ужесточаться система лицензирования вузов.

Уже сейчас родителям абитуриентов стоит быть бдительнее. Во время оптимизации государственных вузов прием студентов на непрофильные для учебного заведения специальности приостановят.

На втором этапе ожидается внедрение механизма аккредитации для всех вузов, независимо от формы собственности. «Нам нужно вывести этот процесс в цивилизованное русло», - отметил Канат Садыков. А дальше... все будет зависеть от результатов. Возможно, придется придумывать новую систему наведения порядка в вузах.

Бизнес