В Кыргызстане любят раздавать медали, ордена, звания. Скорее всего, потому что их так любят выпрашивать в нашей стране. А так ли необходимы они и заслужены ли - вопрос, как правило, второго плана. Вот и накануне президент Алмазбек Атамбаев наградил 18 матерей-героинь орденом «Баатыр эне». Многодетные женщины прибыли из всех регионов республики. Самой молодой из них оказалось всего 30 лет, самой старшей - 93 года.
Всего в 2014 году главе государства поступило 5 тысяч 429 представлений на награждение многодетных матерей. Из них 3 тысячи 434 женщины получили орден «Баатыр эне», 629 награждены медалью «Эне данкы». Орденом награждаются родившие и достойно воспитавшие семерых и более детей. Он дает право на прибавку к пенсии в 1 тысячу сомов (если применяется коэффициент высокогорья - 1,7 тысячи). Для кого-то хоть какая-то поддержка, а потому собирают справки и оформляют документы. Другие надеются и на иные привилегии. Третьи не могут добиться признания своих заслуг перед Отечеством. А четвертые, не задумываясь, продают полученные медали на форумах для коллекционеров.
Надежды не оправдались
38-летняя Жамиля Акматалиева родом из Джалал-Абада, около семи лет назад переехала с супругом в столицу. «У мужа высшее образование, но занимается он торговлей. А я ему во всем помогаю и занимаюсь воспитанием детей: их у нас семеро - шесть дочек и один сын, - с радостью рассказывает женщина. - Старшей дочери 18 лет, учится она на юридическом факультете, вторая - студентка медицинского, еще трое - школьники, а самая младшая ходит в детсад. У меня замечательные дети, послушные, хорошо учатся, радуют нас. Три дочери занимаются в танцевальном коллективе, ежегодно выступают в Турции, Казахстане, в нашей столичной филармонии, а сын занимается таэквондо, скоро получит уже зеленый пояс».
«Однажды услышала про вручение ордена, сдала документы, и уже через 4 месяца мне позвонили. Награду я получила в 2010 году при Розе Отунбаевой, - вспоминает Жамиля Акматалиева. - Если честно, то надеялась на материальную помощь. Думала, может, дадут квартиру для детей от государства, а может, предоставят скидку при поступлении детей в вуз. А оказывается, на выплаты можно надеяться только после выхода на пенсию. Но я не жалуюсь и благодарна за то, что вспоминают о нас к праздникам, поздравляют, в школе мы освобождены от взносов».
Болот Таласбеков тоже вырос в большой семье на Иссык-Куле. «Нас восемь братьев и сестер. Старшему уже 44 года, младшая учится в пятом классе. Кто-то преподает в вузе, техникуме, есть среди нас и военные, милиционеры. А мама, 1948 года рождения, всю жизнь проработала медсестрой в хирургическом отделении. Работала и детей воспитывала. Помню, в садик водила нас, трех погодок, в коляске лежал младший, а мы вдвоем бежали по обе стороны. Так и успевала, нянек не было», - говорит мужчина.
«Мы были уверены, что в этом году мама точно окажется в списках матерей-героинь. С 2011 года бегаем - и все безрезультатно. То справки какой-то не хватает, то еще что-то. Местные органы власти нормально не могут сказать, что необходимо заполнить. Наша мама заслужила награду, как и все другие матери-героини. Она рассчитывала на прибавку к небольшой пенсии. А как узнала, что в списки снова не попала, даже расплакалась», - посетовал Болот Таласбеков.
Дать зеленый свет
Вопрос награждения орденами и медалями периодически поднимают и в парламенте страны. Не так давно ряд депутатов внес поправки в Закон «О статусе ордена «Баатыр эне». Инициаторы предложили не ограничивать женщин в получении награды, если один из ее детей осужден, что вызвало дискуссии.
«Суть закона в том, что имеющие более семи детей должны получать орден и ежемесячно соответствующее материальное вознаграждение. Однако в 1998 году вышел указ, и закон подзаконным актом стал немного ограничен в действии, - объясняет один из инициаторов законопроекта Дастан Бекешев. - Согласно указу, если один из детей имеет судимость, то мать не может получить орден, хотя в законе никакой нормы не было. Чтобы исключить эту коллизию, когда подзаконный акт регулирует больше, чем ему положено, предлагается внести поправки. Женщина же не воспитывает намеренно кого-то бандитом, но просто в жизни так может случиться. Никто не застрахован, допустим, от дорожно-транспортного происшествия, убийства в целях самообороны, того, что пойдет у кого-то воровать из-за голода. Некоторые нардепы выступают против данной нормы, видимо, они и их дети застрахованы от всего».
«Любая мать хочет, чтобы у нее дети были хорошими, однако от ребенка тоже многое зависит и от окружающих, - соглашается мать-героиня Жамиля Акматалиева. - Мать за ребенка в ответе до его 18-летия. Когда же дети взрослые, их необходимо поддерживать, помогать им, показывать правильный путь. И тут ты уже не только мать, но и подруга, советчица».
Сэкономить на матерях?
А депутат Абдыманап Кутушев предложил исключить норму о наличии судимости у ребенка многодетной матери. И комитет по правам человека, конституционному законодательству и государственному устройству согласился с ним.
«Звание «Мать-героиня» - высшая степень отличия Советского Союза, установленная за заслуги в рождении и воспитании детей. Звание учредили в годы Великой Отечественной войны, когда страна нуждалась в молодежи, в новом поколении. Большинство погибших на фронтах мужчин были молодого и среднего возраста. Орден, а также сопутствующие ему льготы были одними из инструментов, стимулирующих матерей на рождение и воспитание детей. В настоящее время гонка за увеличением роста населения финансово неоправданна, поскольку увеличение количества матерей повлечет за собой выплату надбавок», - отмечают в комитете.
К слову, с 1997 года звание «Мать-героиня» в Кыргызстане получили 21 тысяча 420 женщин. «Концепцией ордена является не только разрешение демографического вопроса в количественном направлении, но и повышение качества воспитательной работы матерью в отношении детей. Возложение на государство финансового бремени, связанного с льготами для матерей, имеющих и воспитывающих семь и более детей, но не давших им должного воспитания, неоправданно, поскольку льготы предоставляются за счет налогов населения, в том числе налогов от лиц, которые, возможно, пострадали от действий осужденных. Следовательно, награждение матери при наличии судимости у одного из детей противоречит концепции ордена, и данная норма подлежит исключению», - говорится в заключении комитета. Однако не исключено, что его отклонят при рассмотрении законопроекта на палате во втором чтении.
Нередко в Кыргызстане награды вручают не по заслугам. Разумеется, никто не умаляет заслуг многодетных родителей. Родить футбольную команду горазды многие, в том числе и ради ордена, а вот сколько из них вырастет достойными гражданами страны? И кто будет считаться достойнейшим из достойных? Четких критериев отбора, как выяснилось, сегодня ни у кого нет.
«По-хорошему закон в целом необходимо переделывать, - считает Дастан Бекешев. - Все это должно трансформироваться в материнский капитал в целях поддержки молодых семей. А сам орден, конечно, надо убирать. Но это уже второй этап».