07:25
USD 89.01
EUR 95.05
RUB 0.94
Общество

Материнство любой ценой

«Срочно требуются суррогатные мамы!» - объявление такого содержания увидела недавно на сайте одной из столичных медицинских клиник. Привычное дело, когда к таким услугам прибегают известные мировые звезды. Но настолько ли высок спрос на «мам-дублеров» в Бишкеке? Есть ли предложения и во сколько оцениваются такие услуги? Справок по указанному телефону, разумеется, не предоставляют. Однако охотно записывают потенциальных сурмам в базу данных. Ради интереса назвала свое имя, вымышленную фамилию, возраст, группу крови и резус-фактор, а также количество родов. «Ждите! Возможно, вам позвонят», - услышала на другом конце провода. И уже через несколько недель пришла на «собеседование» к потенциальной клиентке.

Поторгуемся?

Марина, назовем ее так, первым делом поинтересовалась моими условиями. Поскольку у меня их заведомо не было, то я послушала генетическую мать. 35-летняя женщина лечилась в клиниках Москвы, Алматы, однако уже несколько лет безуспешно пытается забеременеть и подарить мужу наследника. «Он очень хочет сына, сейчас растим дочку. Четыре года назад тоже делали процедуру ЭКО (экстракорпоральное, или искусственное, оплодотворение яйцеклетки), в результате родилась девочка. С сентября 2013 года уже несколько раз делала ЭКО, но пока безрезультатно. Организм истощается, и врач посоветовала найти суррогатную маму, - рассказывает она. - Супруг сразу был против: у знакомых был негативный опыт. Сурмама родила и отдала им их ребенка, однако после смерти родного сына женщина стала требовать вернуть «ее девочку». В результате семье пришлось сменить место жительства».

«А на днях муж согласился, и я встретилась с двумя девушками. Одна настаивает на $10 тысячах за роды плюс ежемесячные выплаты - около $300. Но она мне показалась несерьезной, - говорит Марина. - Вторая назвала цену в $12 тысяч плюс ежемесячные выплаты. В принципе нас и такая цена устраивает. Женщина произвела хорошее впечатление и уже была суррогатной матерью - родила мальчика своим родственникам. Правда, грудью вскармливать отказалась. Думаю, это правильно. Более того, работает няней в их семье. Однако привязанности, говорит, к генетически чужому малышу не испытывает. К сожалению, девушка передумала повторно идти на такой шаг. Теперь до конца мая нам нужно окончательно определиться. Для подсадки эмбрионов поеду в Алматы. Там, кстати, есть целые агентства, которые занимаются подбором суррогатных мам, но женщины живут там. А нам хотелось бы участвовать в процессе вынашивания ребенка, поэтому ищем маму в Бишкеке».

Она поинтересовалась моим семейным положением, местом жительства, пообещала заключить договор. Однако, что удивительно, за все время общения женщина ни разу не спросила о состоянии моего здоровья, что в данном вопросе, думаю, один из важнейших аспектов. После поступило еще несколько звонков. Кто-то даже торгуется, словно на рынке. Другие обещают доплатить, если сурмама дополнительно станет еще и донором яйцеклетки. А раз есть спрос, значит, будет и предложение. Каждая сторона получает решение своих проблем: одни осуществляют желание стать родителями, другие получают деньги. Не думаю, что женщины, рискуя своим здоровьем, идут на этот шаг просто из благих намерений помочь незнакомым людям.

Неоправданный риск?

«Разумеется, суррогатное материнство могут себе позволить только состоятельные люди. И спрос, надо сказать, большой. Что уж говорить, если даже молоденькие женщины при первой беременности испытывают трудности со здоровьем? Актуальна и проблема бесплодия, причем все чаще у мужчин. А в сурмамы не от хорошей жизни идут. Ведь здоровья от этого не прибавляется: любая беременность - всегда риск. И анемия может возникнуть, и кровотечение, и много других нюансов. И женщины должны это понимать, - предупреждает гинеколог одного из столичных роддомов. - Но, как правило, их интересует больше не здоровье, а только экономическая часть. Не готовятся к такому шагу многие и психологически».

Закон защитит

Проблемой реализации репродуктивных прав граждан озаботились и депутаты парламента КР. Поправки в соответствующий закон в настоящее время обсуждают в ЖК. К сожалению, в настоящее время большинство вопросов, возникающих в данной сфере, находятся вне правового регулирования, отмечают инициаторы законопроекта. «В действующей редакции закона права и обязанности той и другой стороны прописаны скудно, - считает один из авторов документа Татьяна Левина. - В новой редакции и права суррогатной матери, и права пары, которая хочет воспользоваться ее услугами, прописаны более детально и четко. Ведь все должны быть защищены законодательно. Между сторонами будет заключаться соглашение, в котором указывается, что родители обязаны забрать ребенка, а сурмама не имеет права его себе оставить».

Поправки расширяют список требований к суррогатной маме. Ею в КР может являться женщина в возрасте от 20 до 40 лет, родившая и воспитывающая хотя бы одного ребенка, которая на момент заключения договора суррогатного материнства: не имеет медицинских противопоказаний; застрахована на весь период беременности, родов и в послеродовом периоде; не признавалась судом недееспособной или ограниченно дееспособной; не лишалась судом родительских прав и не была ограничена в них; не отстранялась от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на нее обязанностей; не является бывшим усыновителем (удочерителем), если усыновление отменено судом по ее вине;

не осуждалась за совершение тяжкого, особо тяжкого преступления против жизни и здоровья человека; не является подозреваемой или обвиняемой по уголовному делу.

При этом суррогатная мать не может одновременно быть донором яйцеклетки в отношении женщины, заключившей с ней договор суррогатного материнства.

Мама по найму

В настоящее время использование метода суррогатного материнства возможно только на основании нотариально удостоверенного договора. В случае если сурмама состоит в брачном союзе, необходимо согласие супруга. Женщина обязана встать на медицинский учет на раннем сроке беременности (до 12 недель), регулярно наблюдаться и строго выполнять рекомендации врача, постоянно следить за состоянием своего здоровья, воздержаться от курения, употребления наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя, в случае раздельного проживания от супругов информировать их о течении беременности.

Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона суррогатной матери, несут материальные расходы, связанные с ее оздоровлением в период беременности, родов и послеродовой период в соответствии с договором. Супруги, заключившие договор с суррогатной матерью, не вправе отказываться от ребенка до момента его регистрации на свое имя в книге записей актов гражданского состояния. Отказ возможен лишь при согласии сурмамы на принятие этого ребенка. При этом супруги выплачивают ей компенсацию в размере и порядке, установленных договором.

В случае рождения мертвого ребенка либо отказа от ребенка лиц, заключивших договор с суррогатной матерью, они не вправе требовать от нее возмещения каких-либо материальных затрат, связанных с оплатой медицинских услуг, а также сумму вознаграждения при наличии такового.

А как у них?

Услугами суррогатных мам в свое время успешно воспользовались Майкл Джексон, Николь Кидман, Рики Мартин, Алла Пугачева и Филипп Киркоров. 13 детей - рекорд суррогатной матери, англичанки Кэрол Хорлок.

Суррогатное материнство запрещено законом в Австрии, Германии, Норвегии, Швеции, Франции и некоторых штатах США. В Австралии, Великобритании, Дании, Израиле, Испании, Канаде, Нидерландах и отдельных штатах Америки разрешено только некоммерческое суррогатное материнство. То есть сурмама не получает за свои услуги вознаграждения, ну, по крайней мере, официального, нотариально оформленного в сделку, запрещена реклама суррогатного материнства в любом виде, не производится подбор женщин. В большинстве штатов США, ЮАР, а также в Украине и России суррогатное материнство законодательно разрешено на коммерческой основе.

Часто такой вид материнства подвергают критике за коммерциализацию, мол, женщина, по сути, используется в роли платного инкубатора. В ходе общественных обсуждений законопроекта в КР, по словам Татьяны Левиной, также звучали опасения, «не превратится ли это в торговлю, определенный бизнес». «Однако если рассматривать с такой позиции, то нужно вообще эти законы ликвидировать, - считает она. - Мы должны смотреть в будущее, мы цивилизованное государство и должны идти по цивилизованному пути». Законопроекту предстоит пройти еще несколько чтений в парламенте.

А почему бы не усыновить чужого ребеночка? Ведь десятки малышей сегодня растут без семейного окружения. «Для нас этот вопрос остается открытым. Но все равно надеемся на рождение генетически нашего ребенка», - объясняют будущие родители.

Бизнес