20:27
USD 89.47
EUR 96.56
RUB 0.97
Общество

Арфа рождает музыку ангелов и демонов

Интерес к концертам с живым исполнением современной или классической музыки растет с каждым днем. Ведь это не просто развлечение, а, скорее, интеллектуальное обогащение. Возможность видеть, как рождается живой звук, позволяет лучше проникнуться его красотой и насладиться виртуозным исполнением музыкантов. Наблюдать за игрой пианистов или скрипачей достаточно привычно, а вот игра на арфе - для нас это нечто экзотическое.

Единственный концерт арфистки Енджи Атар, которая окончила Высшую школу искусств Мимар Синан при Государственной консерватории Турции и сейчас проходит обучение в Париже при Национальной консерватории, прошел в Бишкеке в последний день апреля. Несмотря на ее краткосрочный визит в нашу страну и постоянные репетиции, она сумела выделить минутку для беседы с корреспондентом ИА «24.kg».

- Почему арфа?

- Когда я была маленькой, довелось участвовать в своего рода конкурсе, где из 500 человек выбрали всего 10 для обучения музыке. Это был очень серьезный отбор, так как каждого претендента профессиональные педагоги изучали очень внимательно. Нам предложили несколько инструментов, чтобы оценить наши физические данные, руки, пальцы и губы. Например, некоторые мои друзья, как оказалось, имели особенности строения рта, которые не подходили для игры на духовых инструментах, хотя играть мечтали именно на них. Посмотрев на мои пальцы, педагог воскликнула: «Они великолепны, длинные и правильной формы - как раз для арфы. Ты хочешь играть на арфе?». Я была удивлена, потому что этот инструмент видела лишь в мультфильмах или на картинках. Когда мне его показали, я сразу согласилась, мне было 10, и вот уже 12 лет совершенствую свои навыки... Это был ценный совет, определивший мою судьбу. Я, конечно, могла отказаться и выбрать любой другой инструмент - скрипку или пианино, но арфа прекрасна.

- И сейчас вы играете только на арфе или все-таки уже освоили другой инструмент?

- В консерватории вот уже пять лет мы обучаемся игре на фортепиано, это обязательная дисциплина - дополнительный инструмент. Сравниваю и понимаю, что везде свои сложности, будь то скрипка, контрабас или арфа. Арфистам приходится играть двумя разными парами - две руки и две ноги, так как у нас 7 педалей для каждой из семи нот. Для того чтобы не запутаться в педалях и пальцах, нужно быть максимально сконцентрированным.

- Вы играете на своем личном инструменте, то есть везде возите его с собой, или дома один, в консерватории другой?..

- Что вы! Транспортировка - это самая большая проблема. К примеру, в рамках гастролей в Бишкеке я везла арфу из Турции. Ее не перевезти в ручной клади и даже не сдать в багаж, приходится использовать специальную службу для габаритных перевозок. Я все время боюсь, что арфа задержится или, еще хуже, потеряется или повредится. Вместе с кейсом она весит около 90 килограммов, сама арфа - почти 40, поэтому приходится нанимать носильщиков и везти ее на специальной машине. Совершенно нормально играть на разных инструментах в разных местах. Свою личную арфу я купила в 21 год за $30 тысяч, не все арфисты могут себе позволить иметь инструмент дома.

- Какие существуют разновидности арфы?

- Думаю, что выделить можно два типа. Например, на моей арфе семь педалей для семи нот, они воздействуют на одноименные струны звукоряда арфы одновременно во всех его октавах. Это позволяет перестраивать инструмент во все мажорные и минорные тональности. Эта современная педальная арфа «двойного действия» изобретена Себастьеном Эраром во Франции в 1810 году. А есть кельтская арфа, для повышения-понижения высоты звучания струн используется не педальный механизм, а специальные рычажки - леверсы. Кельтской же такую арфу называют в основном из-за того, что она была и остается значимым символом кельтской (ирландской) культуры, хотя подобные инструменты издревле существовали и у других народов, не только европейских, в Грузии - чанги, в Абхазии - аюмаа, в Осетии - дуадастанон и так далее.

Я знакома с кельтской арфой, могу играть, но я привыкла использовать ноги, на той арфе музыканты успевают и перебирать струны, и менять тональности руками. Требуется сноровка.

- У вас наверняка есть кумир...

- Есть арфисты, которые мне очень нравятся, но делать из них идолов я не хочу, потому что, увлекаясь кем-то конкретным, ты рискуешь стать его копией. Например, я играю отрывок из романтической пьесы XIX века, однако до меня его сыграли уже тысячи людей, потому что это признанный шедевр. Я должна сделать это своеобразно, сразить техникой игры, внести свои изменения в манеру исполнения, мы называем это добавить свою музыкальную идею... Каждый должен иметь свой неповторимый стиль.

- Что вы скажете об арфотерапии? Это миф или реально существующая практика?

- Нет-нет, это правда, без шуток. У меня есть подруга, которая преподает курс на отделении арфотерапии в Бостонском университете. Если у человека есть какие-то проблемы со здоровьем, физические или психологические, лучше назовем их душевными, он обсуждает их со специалистом. Арфист готовит специальную программу - выбирает конкретные музыкальные произведения с определенным настроением и темпом. В положенные дни недели человек приходит на процедуру прослушивания. Таким образом, стройные переливы арфы превращаются в своеобразный инструмент лекаря. Подобно скальпелю, они отсекают от человека накопившиеся блоки и зажимы. Для этого необходимо настроиться на позитивный лад, прислониться к колонне инструмента, расслабиться и сосредоточиться на исцелении.

Виброакустическая арфотерапия давно известна, еще, кажется, со времен древнего Вавилона, хотя таким термином в то время, разумеется, не пользовались. Это нефармакологический подход к лечению психологических расстройств и снижению болевого порога. Обладая широким диапазоном звучания, арфа способна подвергнуть вибрации все человеческое тело. Дополнительным благоприятным фактором является то, что инструмент состоит из натуральных материалов. Звук вибрирующей струны воспринимается подобно волне, проходящей сквозь тело, - вибрации пронизывают ткани и клетки, обеспечивая положительное сенсорное стимулирование на организм человека.

- В оркестрах обычно много скрипачей, трубачей, а вот арфист один, если, вообще, есть. Вы играете в ансамбле арфистов?

- Да, иногда я играю в ансамбле, где два или четыре арфиста, но бывают коллективы и больше. В 2008 году в Амстердаме был поставлен рекорд, отмеченный в книге рекордов Гиннесса, когда в ансамбле играли 99 арфистов, мужчин и женщин. Существует стереотип, что на арфе играют лишь дамы. При мысли об арфе в голову приходят милые девушки в воздушных платьях, словно ангелы в облаках, извлекающие из струн волшебные звуки. Однако на личном опыте скажу, что женщины могут играть и как ангелы, и как демоны!

- Вы ощущали, что где-то арфу любят больше, а где-то меньше, - в Азии или Европе?

- Всегда по-разному. Есть две категории слушателей: одни слушают арфу в контексте оркестра и наслаждаются произведением в общем, другие фанаты арфы слышат только звучание заветного инструмента, не обращая особого внимания на многочисленную аккомпанирующую команду.

- Что вы любите помимо вашего главного дела жизни?

- Увы, чтобы быть профессионалом, музыка становится и работой, и хобби. Я не только играю, но и много слушаю, и не только арфу, но и другие инструменты. В среднем я играю 3-4 часа в день, перед концертом - 6-7. Стоит не прикасаться к арфе дней десять, и возникает такое чувство, что я ничего не могу сыграть. А бывает обратный эффект, когда от многократных повторений случается эффект «загнанных пальцев». Некоторые мои знакомые пианисты в таком случае готовы чуть ли не разбить фортепиано. Надо остановиться, расслабиться, отвлечься на какое-то время, глубоко вдохнуть и попробовать сначала. Я бы хотела заниматься спортом. Когда-то в детстве увлекалась волейболом, однако при игре можно легко повредить пальцы, а мне надо их беречь.

- Вы могли бы представить себя в другой профессии?

- Не я выбрала арфу, а она меня. Я ведь даже не видела ее до того момента, как моя преподаватель обнаружила во мне арфистку, и я без тени сомнений решила посвятить свою жизнь этой музыке. И не пожалела. Разве это не предназначение?

Бизнес