22:59
USD 89.51
EUR 96.93
RUB 0.97
Общество

Особенности национального стритрейсинга

 

Весенняя оживленность все больше чувствуется в столице. У горожан наблюдается повышенная активность как в работе, так и в личной жизни. У молодежи особенно усиливается жажда развлечений - необычных, экстремальных. С наступлением тепла стритрейсинг (уличные гонки) оказался в числе первых воспрянувших от зимнего сна. Оглушая ревом двигателей турбированных моторов своих «прокаченных» авто, любители погонять на скоростях около 140 км/ч вызывают у случайных прохожих страх, а у жителей районов, в которых устраиваются заезды, - раздражение и злость.

На западный манер

Большинство поклонников этих нелегальных «веселых стартов» предпочитают говорить о своем увлечении как об андеграунд-культуре. Представители же дорожно-патрульной службы ГУВД Бишкека называют это хулиганством.

По воспоминаниям любителей «ночных покатушек», первые заезды в Бишкеке начали проводиться еще в середине 90-х. Ночью к стоящему на перекрестке водителю подъезжал автозадира и предлагал посоревноваться в езде до следующего светофора на скорость. В качестве выигрыша он предлагал ему несколько купюр. Те, кто помоложе, рассказывают, что стритрейсинг с присущими ему правилами и условиями появился только в 2000-х. Особенно этому способствовала американская медиафраншиза «Форсаж», первая часть которой вышла в 2001 году и имела ошеломительный успех.

Считается, что первые заезды прошли в окрестностях села Байтик в пригороде Бишкека. Однако нынешние гонщики любят дороги поновее и пошире, поэтому облюбовали столичные проспекты и магистрали. Несмотря на всевозможные запреты и штрафы, снова и снова назначаются встречи. И вновь ревут моторы, и, трогаясь с пробуксовкой с места, дымит резина, делаются ставки. Здесь свои законы. По негласным правилам стритрейсинга с пьяными лихачами никто не соревнуется, чтобы не создавать лишних проблем ни участникам, ни зрителям. Отношения на кулаках не выясняют - все обиды разрешаются только на колесах: кто быстрее, тот и прав.

Со временем кто-то просто «вырастает» из таких увлечений, взрослеет и сознательно отказывается от участия, признавая, что это опасно для жизни. Другие уходят в результате печальных последствий аварий.

Хулиганы на колесах

Как догадался читатель, это хобби не из дешевых. Один из бывших стритрейсеров Э.С. (собеседник просил не называть полного имени) рассказывает, что покупка машины - это не самое дорогое, не одна тысяча долларов уходит на то, чтобы ее «прокачать».

«На каждое такое автошоу может собраться до тысячи человек, участвует в среднем машин пятьдесят, остальные приезжают поглазеть. Как правило, изначально соревноваться собирается несколько водителей, а дальше ряды гонщиков пополняют сами зрители, поддавшись азарту. Большинство любителей машину покупают специально для такого форсажа, переделывают, привозят запчасти на заказ, вкладывают большие деньги. В мое время был один известный в своих кругах автосалон, где мастера модернизировали двигатели «железных коней» или вообще их меняли - кузов от одной машины, начинка от другой. Раньше тягались на разных марках, у кого, что было, сегодня на старт выходит в основном Subaru», - рассказывает Э.С.

«Такие катания, конечно, нелегальны. Только представьте себе, что на бешеной скорости лихачи несутся по городским улицам, иной раз по самому центру, тем самым бросая вызов гаишникам. Последние просто звереют от такой наглости, но есть и те, кто не прочь посмотреть на зрелище. Конечно, не хочется быть все время на иголках и, озираясь, по сторонам из-за каждого угла ждать патруль, поэтому умельцы вести деловые переговоры среди водителей тоже имеются, они стараются разрешить ситуацию еще до гонок, и, разумеется, не без помощи денег. Мы порой заранее скидывались по сто сомов, отдавали деньги сотрудникам ДПС, и у тех гнев менялся на милость. Они закрывали глаза на происходящее или (ах, как кстати!) приезжали уже к самому финалу зрелища. В результате и мы уже накатались, и стражи правопорядка довольны, можно по домам. О таких «собирушках» им по телефону сообщают жильцы близлежащих домов, бывает, что узнают случайно: увидели скопище авто, проезжая мимо. Было дело, дэпээсники сами обращались к организаторам, мол, отзовитесь, давайте сотрудничать, однако наши им не верили и не поддавались на уловку, ведь одним лишением прав это не обходится», - добавил он.

«Ставки делаются солидные, но дело не в деньгах. Это вопрос чести что ли. Обстановку начинают накалять еще на форуме, в группах в социальных сетях, призывают померяться, у кого авто круче. О том, что «гоняем», предположим, в ближайшее воскресенье, знают все, а вот где и во сколько это произойдет, решается буквально за несколько часов. Южная магистраль, трасса вдоль села Байтик, улица Фучика, Васильевский тракт (как-то на моих глазах там сбили человека, позвонили в «скорую», и все «смылись») - это самые излюбленные места стритрейсеров. Есть и другие, менее известные», - отмечает бывший участник подобных гонок.

Почему же почти невозможно вытянуть на личный разговор участника стритрейсинга? Вероятно, все так или иначе понимают: развлечение это противозаконное. Многие из них еще совсем молодые ребята, боятся, что узнают их имена, привлекут к ответственности и родителям сообщат. Зато без всякого страха на любимую тему готовы часами общаться в соцсетях, в специально созданных группах под вымышленными именами.

Управы на них... не было

Инспектор пресс-службы ДПС ГУВД Телек Оторов, комментируя данный вопрос, посетовал, что понятий «стритрейсинг» или «форсаж» в законодательстве нет. «На данный момент водителя можно привлечь только за превышение скорости и создание аварийной обстановки на дороге, ну и, конечно, если среди участников произошло ДТП. Каждое воскресенье патрульным бригадам приходится объезжать все злачные места и разгонять хулиганов. Мы инициировали изменения в Административный кодекс и теперь разрабатываем дополнения к правилам дорожного движения», - сказал он.

Данную инициативу наконец-то поддержали и парламентарии. Буквально на днях комитет по законности, правопорядку и борьбе с преступностью одобрил законопроект об ужесточении ответственности за нарушение ПДД. А ведь это дорожное безобразие продолжается около 15 лет. Нарушение было, а статьи, как видим, не было.

Один из инициаторов закона Анарбек Калматов отмечает, что документ разработан в связи с резким увеличением количества ДТП. «Больше пяти не собираться» - такое правило теперь работает в отношении свадебных кортежей, чтобы последние не создавали заторы на дорогах. А главное - законодательно вводится запрет на автогонки в городе.

Бизнес