Председатель парламентского комитета по образованию, науке, культуре и спорту Каныбек Осмоналиев в очередной раз поднимает актуальную для страны проблему в сфере образования. Нардеп поделился с ИА «24.kg» своей озабоченностью по поводу ситуации с грантовыми местами в иностранных вузах для граждан Кыргызстана.
Выяснилось, что сегодня нет четких процедур и критериев отбора абитуриентов в вузы дальнего и ближнего зарубежья. Министерство образования и науки не контролирует этот процесс, а ведь именно этот госорган призван делать всю политику в сфере образования.
- Возьмем, к примеру, ситуацию с Китаем. В последние годы кыргызско-китайское сотрудничество активно развивается, а грантовые квоты на обучение в вузах КНР увеличиваются. Если в 2007 году нашей республике выделялось всего 20 мест, то сегодня их количество выросло уже до 200. В межгосударственных соглашениях приветствуется обмен студентами, но вопрос в другом.
Спрашиваю министра образования, как проводится отбор наших талантливых ребят по этой квоте. Этим вопросом я застал его врасплох. В итоге Канат Садыков ответил, что ему не дают этим заниматься.
- Это нонсенс. В 2013 году я был с визитом в Китае. Мне деликатно дали понять, что наши студенты имеют слабую подготовку, в итоге это приводит к большому отсеву. Получается, что мы неэффективно используем доверенные нам квоты, направляя далеко не самых перспективных молодых людей.
- Кто занимается отбором абитуриентов в заграничные вузы?
- Оказывается, определенную часть отбирает отдел социальной политики аппарата президента. Давайте уважать Конституцию. Причем тут чиновники аппарата президента, если есть целое министерство? Сначала мы подумали, что этот процесс происходит в рамках программы Акаева «Кадры XXI века», однако она давно уже прекратила свою деятельность. На наш запрос в отделе ответили, что они отбирают только 20 абитуриентов. Тогда где остальные 180 квот? Проведя анализ, мы выяснили, что в газетах некие частные компании, которых очень много, дают объявления о наборе в иностранные вузы. Если газета публикует объявление в пятницу, то уже в понедельник может проводиться экзамен. При этом ни один госорган не контролирует этот процесс.
Поэтому я считаю, что грантовые места в вузы просто продаются большими чиновниками. Ко мне приходили люди, которые говорили о том, что запрашиваемые за выдачу квот по блату суммы начинаются от $5 тысяч и выше. Получается, что грантовые места уходят куда-то в черную дыру. Многие талантливые ребята со школьной скамьи проходят стажировки, готовятся к поступлению в престижные университеты. А на деле проходят не они, а какие-то гаврики. Таким образом мы в первую очередь подставляем президента.
- Такая ситуация только с Китаем?
- Нет, подобная ситуация сложилась и с Кореей, Японией, другими странами. При этом для нас важно каждое грантовое место за рубежом. А в это время Минобразования просто самоустранилось и, заняв позицию страуса, не принимает мер для разрешения сложившейся ситуации.
- Разве ситуация с российскими вузами не поставлена на поток?
- Отбор в российские вузы осуществляется по двум каналам: около 450 мест выделяется через Кыргызско-Российский Славянский университет и 300-400 мест - через Минобразования КР, а государство само отбирает нужные ему профессии. Но иногда получается, что даже профильное ведомство не владеет полной информацией о приеме в вузы России. И вынуждено писать письма в Посольство РФ в КР с просьбой разъяснить ситуацию, чтобы была возможность дать информацию заинтересованным гражданам республики. В свою очередь в Минобразования готовы оказать всемерную поддержку в проведении прозрачной и четкой отборочной кампании в вузы РФ.
Также стоит отметить, что в последние 3 года сложилась тенденция, когда вузы на севере России (Архангельск, Новосибирск и другие) помимо официальной государственной квоты РФ самостоятельно проводят экзамены и набирают абитуриентов в Кыргызстане. Такая политика связана со сложной демографической ситуацией в регионе. Это, конечно, неплохая практика, но я считаю, что все надо делать через Минобразования КР, с учетом национальных потребностей в кадрах. Неправильно, когда мы сталкиваемся со случаями, когда у 10-классников уже сейчас принимают экзамены и заранее зачисляют в те или иные вузы. При этом Минобразования ничего не знает. В других странах такая практика не допускается. Более того, все бюджетники должны после обучения отработать на государство 5 лет. У нас тоже предусмотрена двухгодичная отработка для тех, кто получил педагогические специальности на бюджете, но нормы закона не исполняются.
- Каковы ваши рекомендации?
- Необходимо добиваться того, чтобы все процедуры отбора граждан КР на обучение в иностранных вузах проводились максимально прозрачно и только через Минобразования КР и той страны, которая принимает наших студентов. При этом объявление о наборе студентов должно публиковаться заблаговременно, чтобы молодые люди могли подготовиться к экзаменам.