В Кыргызстане полностью меняется концепция государственной политики в сфере религии. Экспертное сообщество республики намерено уже 1 апреля 2014 года внести документ на рассмотрение. Напомним, президент Алмазбек Атамбаев 3 февраля 2014 года на заседании Совета обороны в соответствии со Стратегией устойчивого развития КР на 2013-2017 годы поручил в ближайшие месяцы разработать и утвердить новую концепцию государственной политики в религиозной сфере. ИА «24.kg» предлагает интервью с доктором исторических наук, профессором КРСУ Екатериной Озмитель - членом одной из рабочих групп по разработке новой концепции, которая также является руководителем Центра религиоведческих исследований.
- Создается новая концепция госполитики в сфере религии. Что это изменит, какова главная задача документа?
- Главная задача - определить базу, общую идею государственно-конфессиональных, государственно-религиозных взаимоотношений. Определить и четко сформулировать те принципы, которые потом должны лечь в основу законодательной и практической деятельности на государственном, республиканском уровне и на местах - абсолютно во всех точках нашей жизни, где пересекаются интересы государства и религии. Это концептуальный документ, по которому будут согласовываться действия законодательных и госорганов, а также местного самоуправления, чтобы в сфере религии проводилась единообразная политика, нужная государству, полезная обществу и не противоречащая интересам верующих разных направлений.
Сейчас над концепцией работают четыре рабочие группы. Мы свою часть работы должны сдать к апрелю. В неделю собираемся два-три раза, работаем в очень интенсивном режиме. Новая концепция будет совершенно иная. Наша цель - сделать правовую, методологическую и идейную базу, согласовать действия в этой области.
- Какие вопросы в сфере религии будет контролировать или курировать государство?
- Предполагается так, что мы придерживаемся принципов светского государства, как это записано у нас в Конституции. И общие принципы светскости, когда сфера госуправления отделена от религии, будут соблюдены. А вот как конкретно это будет, еще не определено. Над этим мы как раз и работаем.
- Как вы оцениваете сегодняшнюю религиозную обстановку в Кыргызстане?
- Граждане КР исповедуют около 30 религий, большинство которых зарегистрированы и находятся в конструктивных, паритетных отношениях с государством. Можно сказать, что они работают на благо государства. Действуют бесконфликтно. У нас в религиозной сфере не много конфликтов. Я бы оценила обстановку в республике как положительную и позитивную. Есть, конечно, проблемные точки. У некоторых религиозных организаций есть проблемы с регистрацией, особенно это касается новых религиозных движений, но они решаются в рабочем порядке.
- В республике усиливается религиозность населения. Это хорошо и плохо?
- Абстрактно, наверное, религиозность усиливается. То есть наблюдается вовлеченность граждан в деятельность религиозных организаций. Хорошо это или плохо, нужно судить по тому, какие религии люди начинают исповедовать. Здесь нельзя сказать в целом. Ведь религии бывают разные, некоторые вносят положительный вклад в развитие общества, личности, государства, а есть и те, которые могут вредить. Поэтому однозначно ответить на этот вопрос нельзя.
- Вы сказали, что у нас представлено около 30 религий, какие вызывают большее опасение?
- Конечно, те, которые ведут деструктивную деятельность, которые скрывают источники своей деятельности, цели. Например, есть такие религиозные организации, которые объявляют одни цели, а на самом деле проводят другие. Такие организации вызывают вопрос у госорганов. К примеру, у нас была организация «Церковь объединения Сан Мен Муна», она не так давно снята с регистрации, запрещена на территории Кыргызстана. Очень распространенным является не пропаганда вероучения, а скрытная коммерческая деятельность. Вот такого рода организации вызывают опасения. Есть также экстремистские организации, которые под видом вероучения на самом деле продвигают политические идеи.
- В последнее время на юге страны активизируются подпольные исламистские организации «Хизб ут-Тахрир», ИДУ. С чем это связано?
- Я не специалист по экстремизму, вообще этим не занималась. Но думаю, это связано с границами.
- С началом нового учебного года Минобразования вводит новый предмет - курс религиозной культуры. Что вы думаете о концепции преподавания этого курса?
- Вести надо. Но необходимо сразу организовать и подготовку кадров. У нас учителей даже для базовых предметов недостаточно, а это специальная область. Есть кафедра религиоведения в КРСУ, такая же есть в КГНУ имени Ж.Баласагына. Эта область требует специальных глубоких знаний. Перед курсом ставят задачи воспитания миролюбивого, уважительного отношения к представителям разных религий, конфессий. Это все нужно сделать грамотно и со знанием дела. Курс необходимо ввести, но только с очень серьезной подготовкой, с учебниками, с педагогическим составом.
- Кто будет готовить кадры, вести контроль за преподаванием?
- Министерство образования, но это могут делать также и родительские попечительские советы. Местные органы самоуправления тоже могут следить за этим процессом. Потому что министерство не поедет в каждое село и в отдаленные районы. Представители местного самоуправления должны проконтролировать, чтобы под видом предмета религиозной культуры не преподавалось религиозное вероучение, идеология, богословие. Опасность этого существует. Поэтому контроль необходим.