Путешествуя по чужой стране, всегда обращаешь внимание на что-то новое, необычное. Однако в условиях глобализации экзотика встречается все реже, если, конечно, речь не идет об Океании или глубинной Африке. И все же в каждой стране есть нечто такое, что поражает тебя настолько, что хочется запомнить и даже перенять. Несколько таких узелков на память завязала и я во время своих зимних каникул в Калифорнии.
Что имеем, то храним
История Соединенных Штатов, хоть и насчитывает уже несколько веков, но по сравнению с другими странами все еще умещается на ладони, в ней мало белых пятен, но от этого она не становится менее интересной. Есть масса документальных свидетельств того, как на континенте появились первые переселенцы, как осваивались территории, как велась борьба с аборигенами, как страна воевала за независимость. Американцы бережно хранят все реалии прошлого - дома и их убранство, картины, письма, повозки, кухонную утварь, одежду... Когда смотришь на эти экспонаты, прошлое словно оживает на твоих глазах.
В привольно раскинувшемся, словно промытом свежими океанскими ветрами мегаполисе Сан-Диего, штат Калифорния, есть и маленькие уютные кварталы, которые специально созданы для вашей встречи с Ее Величеством Историей.
Здесь расположен первый каменный дом, построенный когда-то одним из основателей города. По всей вероятности, человек он был очень предприимчивый и смелый, раз не побоялся привезти свою семью практически на край света и начать бизнес. Жил торговлей, одна из комнат представляла собой лавку, в которой продавалось все самое необходимое.
Чуть позже он пристроил к дому просторное помещение и стал сдавать его под судебные заседания. А в остальное время здесь располагалась школа.
Вскоре в этом доме стали проходить все самые значительные события поселения, которое еще и городком-то было нельзя назвать. Постепенно здание стало самым значимым в округе. А по мере того, как в регион прибывали жители, у них появлялись новые потребности. И тогда хозяин на втором этаже дома организовал... театр. С маленькой, но настоящей, расположенной под уклоном сценой, с музыкальным инструментом, с богатым занавесом, со стульями для 30-35 зрителей.
Дом этот и сейчас в прекрасном состоянии. Вокруг уже давно вырос огромный город с мощным портом, в котором базируются авианосцы, на многие километры протянулись застроенные высотными домами улицы, разбиты многочисленные парки и скверы, устремились вверх офисы даун-тауна, заселили свои аудитории и кабинеты несколько университетов и научно-исследовательских институтов, ну а уж о жилых домах и говорить нечего. Их миллионы.
Но вот, поди ж ты, первый каменный дом сохранили. И никому он не мешает. Наоборот, все гордятся. История...
А как у нас?
В Бишкеке тоже есть дом-старожил, принадлежавший первому старосте города Пишпека Илье Федоровичу Терентьеву. За годы независимости Кыргызстана он пришел в полную негодность, разграблен, разрушен практически до основания.
Что стоит за этим? Взлет национального самосознания до неимоверных вершин, с которых такая мелочь, как деревянный домишко, уже и не видна, или тот самый манкуртизм, об опасности которого несколько десятилетий назад предупреждал великий Айтматов?
То это или иное, прекрасный шанс исправить ошибку и вписать свое имя в историю города, а значит, и страны, есть у нынешнего мэра города Кубанычбека Кулматова. Ждем!
Спи, май бэби
Рядом с первым каменным домом в Сан-Диего расположено кладбище. Совсем маленькое. Расширять его не стали, потому что начали активно строиться, но и снести рука ни у кого не поднялась. Так и покоится многие годы теперь уже почти в центре мегаполиса маленькая индейская девочка, о чем свидетельствует надпись на неказистом белом кресте на ее скромной могилке.
Зайти сюда может любой турист. Рядом еще несколько могил. Даже не на всех указано, кто здесь похоронен, но их бережно хранят. Зачем? Не логичнее ли было перенести захоронение и отдать дорогостоящую землю под строительство новых высотных зданий? С финансовой точки зрения, может быть, рентабельнее. Только возле небоскреба мало кто вздыхает и думает о вечном, человеческом, трепетном... А ведь именно это и позволяет нам оставаться людьми, которым бывает больно, жалко, радостно и печально. А здесь еще как думается...
На сладкое
Впрочем, рисовать сусальные картинки о жизни в США вовсе не входит в мои планы. Я хочу рассказать о том, как за океаном умеют делать деньги. На всем, ну или почти на всем.
В этом же музейном квартале, чуть поодаль от первого дома и кладбища, стоит небольшое одноэтажное строение, возле которого толпятся туристы. Это маленький конфетный магазинчик. «Да что же, люди конфет не видали в супермаркетах, чего они сюда-то выстроились?» - подумала я, чуть ли не впервые увидев в Америке очередь. Но дело и здесь не обошлось без Ее Величества Истории. Заглянув в старинное окно, можно было увидеть, как молодая женщина, одетая по моде XIX века, при помощи нехитрого приспособления тянула сладкую массу, которая с каждым витком становилась все плотнее и постепенно достигала такой кондиции, при которой можно было разрезать ее на кусочки и обертывать их в нехитрую бумажную упаковку.
Купить эти и другие конфеты самых разных видов можно было тут же в лавке. Симпатичные парень и девушка в костюмах первых переселенцев ловко обслуживали всех желающих приобрести простецкие конфетки в старинном пакетике.
Странно, что при новейших пищевых технологиях людей привлекает такой примитивизм, подумала я. А может, и не примитивизм вовсе, а желание погрузиться в историю, ощутить атмосферу прошлого, представить, что вот послали тебя в лавку купить что-то сладкое к вечернему чаю, и ты выбрал кулечек конфет. И очень мило будет посидеть в кресле, слушая беседу домашних, перекатывать за щекой сладкую конфетку и думать о том, что в следующий раз ты выберешь другие - в красной упаковке.
Пусть фантазии останутся фантазиями, но очередь-то не исчезает, люди тратят на это реальные деньги. Почему же магазинчик такой тесный, может, его нужно расширить? «Нет, - сказали мне знающие люди. - Тогда он потеряет свое очарование и превратится в безликий маркет». И очередь в магазинчик - тоже продуманный элемент бизнеса. Небольшого, но надежного.
Пирог по-английски...
Навсегда запомнила строчки из шуточного стихотворения, которое обычно учат с детьми, занимаясь английским языком:
«Я по-английски ай,
Пирог с начинкой - пай,
Начинка - чери джем,
Я пай, пожалуй, съем».
«Есть знаменитый пирог и в Америке, за ним даже ездят из Сан-Диего за 20 километров в маленький городок Джулиан, - сказала мне дочь. - Пирог на самом деле вкусный, и купить его можно только там».
Несколько крутых поворотов, подъем в горы, и мы в городке, основанном отчаянными искателями золотоносных жил во времена золотой лихорадки. На мой взгляд, городок скорее напоминает деревеньку. По коротенькой центральной улице снуют группы туристов, заходят в сельские лавочки, полные старья, купленного на дешевых гаражных распродажах и привезенного сюда в надежде сбыть подороже. Выстроив из хлама настоящие инсталляции, продавцы так и зовут вас потратить лишние деньги на какую-то ерунду, но мы идем мимо. Не за тем приехали.
И вот он, объект наших желаний, тот самый пирог - яблочный и еще с несколькими начинками. Согласитесь, не особо затейлив, знавали мы кулинаров и получше. Наши кыргызстанские пекари многих могут заткнуть за пояс. Есть у нас чудесные мастера, но... здесь в свои права вступает традиция. И нескончаемый поток покупателей едет почему-то к ним, в заштатный горный городишко Джулиан, и шлет свой гастрономический привет нашему Министерству культуры, информации и туризма.
Красотка
Каждая эпоха выбирает свой идеал. Совсем недавно это звание удерживала знаменитая голливудская красавица Джулия Робертс. Сегодня ее потеснили актрисы помоложе, но кто бы ни побеждал на подиуме, какие бы губки и ножки ни становились на экране новым эталоном красоты в нынешнем и будущем году, в США трепетно хранят верность былым чувствам.
Секс-символом 50-х в Америке была Бетти Пейдж, знаменитая фотомодель, снимавшаяся в таких стилях, как эротика, фетиш и pin-up. Считается, что именно она стала предтечей сексуальной революции 1960-х.
Ее снимки публиковали известнейшие журналы того времени. В 1955 году появились ее первые знаменитые фотографии в Playboy. И можно сказать, что именно она ввела нынешние параметры красоты и изящества 90-60-90. И даже когда Бетти увлеклась религией и покончила с карьерой эротической фотомодели, интерес к ней не был утрачен.
В центре Сан-Диего расположен один из сети магазинчиков, носящих имя красотки. Там неукоснительно сохраняется атмосфера 50-х: на экране телевизора идут фильмы того времени, преимущественно с участием Бетти Пейдж, продаются платья, созданные нынешними модельерами, но исключительно в ее стиле, к ним можно подобрать туфельки и сумочку, чтобы завершить образ соблазнительной и совершенно невинной на первый взгляд красотки.
Ее манящий образ, стиль, шлейф сексуальности и чертовской привлекательности был использован в бизнесе, позволив постаревшей Бетти, несмотря на все перипетии ее судьбы безбедно прожить до 2008 года.
Поцелуй на берегу
Скульптура Сьюарда Джонсона «Безоговорочная капитуляция» в Сан-Диего стала для американцев символом победы во Второй Мировой войне. Сцена поцелуя моряка и медсестры выполнена по фотографии легендарного фотографа Альфреда Эйзенштадта, заснявшего молодых людей 14 августа 1945 года на Таймс-сквере в Нью-Йорке. Несмотря на впечатляющую величину - 7,5-метра, это трепетное послание потомкам кого хочешь заставить улыбнуться и восхититься. Нет здесь ни излишнего пафоса, присущего большинству наших памятников, ни скучного академизма, он свеж и бесхитростен, как сама любовь и поцелуй у моря...
Эта та самая история, которая творится уже на наших глазах: статуя была установлена на берегу бухты в 2007 году. Многие видели, как возводится композиция, как потянулись к ней первые туристы, как завязался еще один узелок на память.