О человеческом и божественном, высоком и низком, истинном и ложном, о духовности и мракобесии в жизни современного общества корреспондент ИА «24.kg» беседует с автором книги «От живых небес к единому полю», философом Демиром Кадыровым.
- В Кыргызстане, уже не одно десятилетие раздираемом противоречиями, экономически и нравственно деградирующем, люди все чаще в своей жизни и делах стали уповать на молитву. Молятся они при этом самым разным богам. Чем это грозит единству страны и как отличить Бога от идола?
- Нам часто кажется, что человек начинает обращаться к Богу, когда испытывает непреодолимые жизненные трудности, которые, якобы, и ведут к вере. На самом деле все обстоит иначе: человек испытывает трудности потому, что когда-то потерял веру. Сегодняшние проблемы человечества - войны, голод, разруха, хаос, жестокость, ненависть - все это результат утраты людьми истины. В ней самым главным и основополагающим ядром является лишь два вопроса - вопрос об образе Бога и его сущности. Древнее кыргызское изречение гласит: «Когда Космос теряет верховенство в жизни людей, на Земле начинаются трудности».
Размышляя над тем, каковы истоки религиозного фанатизма и экстремизма, невольно задаешься вопросом: «Неужели все это исходит от Бога? Зачем он толкает народы и общества на подобное?»
Но давайте подумаем, кому на самом деле посвящена долгая языческая эпоха, полная кровавых человеческих жертвоприношений. В честь кого производились бесчисленные религиозные побоища, кто вел людей в крестовые походы, кто руководил судами инквизиции, убийствами ученых и «неверных»? В какого бога верят сегодняшние террористы, взрывающие дома мирных жителей, поезда, самолеты...? Поклоняются ли они Богу?
На самом деле жестокость и фанатизм исходят не от Бога, а от идолов. Именно идолы во все времена требовали фанатичной жертвенности, именно идолопоклонство всегда держалось на страхе и кровожадности.
Водоразделом между верой в Бога и поклонением идолу служит тот мысленный образ Творца, который мы формируем в своем сознании. Мы часто представляем себе идола в виде глиняного божка или деревянной фигурки. Это лишь следствие того образа, который был порожден в наших умах, а затем воплощен в материале. Истинный образ Бога иной. Это, в первую очередь, бесконечность. Бог всецело и неразрывно наполняет собой все бесконечное пространство. В мире нет пустоты, нет пространства, не заполненного Творцом. Не случайно символы бесконечности всегда являлись самыми главными атрибутами веры с древнейших времен, той духовности, еще не пораженной идолопоклонством и многобожием.
На основе образа бесконечного Создателя строилась и монотеистическая духовно-космологическая концепция, которая была присуща самым ранним человеческим культурам. Бог у древних людей ассоциировался с бесконечным космическим пространством - «живыми небесами». Поэтому всем древним культурам были присущи выражения: «Клянусь небом», «Пусть покарают тебя небеса». Небо считалось бесконечным, поэтому и Бог был один. Двух бесконечностей не бывает. Из этой аксиомы вытекала вся остальная мировоззренческая система взглядов древних сообществ. Иначе говоря, раз Творец безграничен, значит, он творит все сущее внутри своей бесконечности, то есть внутри себя, в себе самом. Вся космическая жизнь находится в «теле Создателя».
Поскольку только Творец единственный изначальный и «вечно существующий» и ничего не существовало изначально вместе с Богом, а также не существует пустоты, значит, он воплощает все сущее из самого себя. Больше не из чего. Это и есть древнейший принцип абсолютизма и безграничной власти Бога над всем и вся: он творит все из самого себя и в себе самом. Все, что создано и существует в безграничном пространстве Творца, - есть лишь различные формы эманации и самовоплощения Бога, в том числе вселенные, звезды, планеты, живые и неживые объекты. Бесконечный Бог не «прилетает с неба и не улетает обратно». Бесконечность не летает.
Образ бесконечного Творца и принцип абсолютизма Бога являются фундаментом истинной первозданной духовности, отраженной позже и в священных книгах разных мировых конфессий.
Как только в бесконечную сущность Бога закрадывается локализованный в пространстве образ, неважно какого размера - будь то размер с Вселенную или высотой с гору Олимп, этот локализованный образ сразу же приобретает определенные форму и черты. Он «обретает руки и ноги», бороду и трон. Бог приобретает образ человекообразного идола, миниатюрную копию которого люди и начинали лепить из глины - богов с мечами, кувшинами и скипетрами в руках, богов с головами животных и птиц.
Именно этих идолов люди впоследствии и начинали бояться, а потому и всячески ублажать. Что приводило к религиозному фанатизму. Страх и фанатизм всегда крепко связаны между собой. Точно так же, как связаны между собой трусость и жестокость. Трусливый человек всегда жесток, и жестокий человек всегда труслив.
Всматриваясь в многочисленные человекообразные идолы богов, тиражируемых современными религиозными книжками и пособиями, невольно проводишь параллель между этими «небесными стариками» и образами Зевса, Диониса и Ареса. Становится понятным, что в принципе ничего с той поры особо не изменилось. Неудивительно, откуда сегодня в людях, как тысячи лет назад, столько религиозной агрессии, кровожадности, невежества и суеверия. Человечество так и не смогло сокрушить в своих умах идола. Оно лишь перенесло его в свои книги и закрепило в мыслях.
В этом и заключался смысл вышеприведенной кыргызской пословицы. Нельзя людям отворачиваться от образа Творца в виде бесконечной всенаполняющей космической сущности.
Истинный образ Бога сеет в мире спокойствие и умиротворение, любовь и милосердие. Не случайно, что все верования, в которых популяризируется бесконечный и трансцендентный образ Бога, отличаются религиозной толерантностью и веротерпимостью.
- На фоне тотальной маргинализации общества мы все чаще сталкиваемся с мракобесием, причем во всех сферах жизни. К чему это может привести?
- Мракобесие - это неотъемлемая часть идолопоклонства. Каждый, кого преследуют мысли о ненависти к иноверцам или мечты о всемирной священной войне, должен заставить себя тщательнее покопаться в глубинах своего сознания и найти там тот образ бога, которому он на самом деле поклоняется.
Человек не может верить в то, что никак себе не представляет. Это невозможно, исходя из сущности работы нашего головного мозга. И если в недрах своей головы он вдруг обнаружит образ идола, то в этом надо признаться хотя бы самому себе. Признаться, чтобы исправить ошибку. Бог идолопоклонство не поощряет в любом виде, не в виде статуи, не в виде мысленного портрета.
То, что сегодня происходит во всем мире, трудно назвать духовной эволюцией. Кыргызстан - не исключение. Нас всегда учили, что «бытие определяет сознание». Но сегодня, когда рушатся основы государственности даже развитых и благополучных стран, мы начинаем наконец-то понимать, что на самом деле «сознание порождает бытие».
В своей книге я как раз описывал те идеологические (духовные) доктрины, на которых взросли многие высокоразвитые культуры древности: Китая, Индии, Египта, Греции и даже арабского Халифата. Великие цивилизации не могли быть плодом убогой общественной идеологии, не могли произрасти на примитивной духовно-философской платформе, на народном мракобесии. Это невозможно.
Что касается Кыргызстана, который не сидит на «бездонной бочке с нефтью и газом», то, думаю, его будущее так или иначе связано с творческим потенциалом общества, с творческой мощью наших детей, внуков и правнуков. Они смогут выжить и поднять страну только за счет высокого общественного сознания и морали, развитого чувства эстетики, творческой активности населения, за счет образованности и широкого кругозора наших граждан, коммуникабельности и гибкости мышления будущих поколений. Иного пути у нас нет.
В этом смысле тревожно слышать, как некоторые священнослужители начали твердить, что кыргызская женщина не должна петь, играть на музыкальных инструментах, а мужчины не должны сочинять стихи о любви... Я изучил многие священные писания, и ни в одном из них не встречал подобного утверждения. Это чистой воды отсебятина подобных лжеучителей.
Сегодня в Кыргызстане людям прививается примитивная темная набожность, убивающая творческий потенциал, закабаляющая мышление наших граждан. Кстати, между мелодичностью народной музыки и положением женщин в обществе есть невидимая, но прочная связь. Чем свободнее женщина и чем уважительнее ее статус в обществе, тем мелодичнее музыка, глубже и красивее народная поэзия. И наоборот.
- Недавно лидер одной из сверхдержав заявил об исключительности своего народа и его бесспорном праве на истину. Есть и другие народы, которые заявляют о своей богоизбранности, своем праве на первенство среди других народов. Как вы оцениваете такие высказывания?
- Цивилизация помнит немало таких «богоизбранных народов». Все они потерпели фиаско. Ибо Бог не избирает народы. Это народы выбирают себе богов. И тот народ, который правильно осознал сущность Творца, того Бог и благословляет. Благословляет не на полувековое богатство и праздность, а на эпохальное величие и культурный расцвет.
(Продолжение следует.)