20:59
USD 88.91
EUR 94.75
RUB 0.95
Общество

Горная разработка на фоне инвестиций

Кыргызстан богат горами и залегающими в них полезными ископаемыми. Иностранные инвесторы готовы вкладывать средства в горнодобывающую отрасль страны, но их отношения с местным населением все чаще складываются по принципу «умный на гору пойдет, умный трактор заберет».

Золото Маккенны

По данным Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам КР за 2012 год, в Кыргызстане 17 объектов горнодобывающей отрасли признаны резонансными. Так, например, в Таласской области это месторождения Джеруй, Андаш, Кичи-Каинды, Ак-Таш, Талды-Булак и Ширалджинское. В Нарынской области насчитывается 8 таких объектов: Кумбельское, Сары-Джельское, Арчалы-Кумбельское, Джетымское, Кара-Кече, Солтон-Сары, Каратор и Молдобашинская площадь.

В Чуйской области конфликтными являются месторождения Талды-Булак, Насоновское, Кутессай-2. В Иссык-Кульской области только один проблемный объект, но он самый крупный: рудник «Кумтор».

Все эти месторождения объединяет одна причина, по которой Госгеология относит их к категории резонансных объектов. А именно: на всех этих участках регулярно наблюдаются конфликты с населением (блокирование дорог, захват техники и оборудования и тому подобное), судебные разбирательства, возникают спорные вопросы по лицензионным соглашениям.

Вот так и живем - не ждем тишины

Многочисленные митинги против золотодобытчиков уже стали для Кыргызстана традицией. Только за прошлый год, по данным главы профсоюза горно-металлургического комплекса, таких случаев было около десяти. Самый показательный из них - июньские события на «Кумторе».

В конце мая месторождение блокировали граждане, выдвинувшие целый ряд требований: отремонтировать дороги, построить больницы, ссудить местное население деньгами. Звучали призывы вообще отобрать месторождение у его владельца - Centerra Gold. Участники акции перекрыли дорогу к руднику, а затем обесточили подстанцию в селе Тамге, питающую электроэнергией золотоперерабатывающую фабрику. Возбуждены уголовные дела, но к реальной ответственности никого так и не привлекли: правоохранительным органам якобы не удалось найти зачинщика беспорядков.

От набегов «местных» страдают не только крупные инвесторы. Компаниям, которые занимаются разработкой более мелких месторождений, тоже достается. В 2007 году кыргызско-российское предприятие «Вычислительная техника и средства автоматизации» объявило, что планирует начать добычу и переработку золото- и медесодержащей руды на Насоновском месторождении в горах Панфиловского района. Оно разведано еще 48 лет назад. По заключению специалистов, здесь можно добывать до 500 килограммов золота в год и чуть меньше - меди. Для работ на прииске планировалось зарегистрировать филиал предприятия в селе Панфиловском. По некоторым данным, ежегодная сумма отчислений в бюджет района от месторождения могла составить почти $3 миллиона.

Но мечтам российских инвесторов не было суждено сбыться. Местные жители оказались не в восторге от далеко идущих планов бизнесменов. Компания отремонтировала дорогу, ведущую от села к штольням прииска, установила вагончики. В лагерь привезли группу геологов, которые должны были дать заключение относительно полезных ископаемых на данной территории. Но местные жители решили, что на этом стройка должна закончиться. Сделали это уже привычным для нас образом: группа «бравых хлопцев» явилась вечером в лагерь строителей, начала громить вагончики, избивать рабочих, требовать от них золото. Результат: работы прекратили, специалисты покинули месторождение.

С 2009 года разработкой Насоновского месторождения занялась китайская компания «Кайди». Планировалось построить в селе Орто-Арыке комбинат по переработке 100 тысяч тонн руды. Исследования специалистов показали, что работа предприятия не несет экологической угрозы. Помимо этого, ожидалось привлечение значительных средств в развитие инфраструктуры Панфиловского района. Однако работы на Насоновском не начаты до сих пор.

В 2011 году недовольство действиями инвесторов выразили жители Нарынской области. Около 300 человек собрались у здания офиса китайской компании, разрабатывающей золотое месторождение Солтон-Сары. Они выступили против передачи месторождения Бучук китайским инвесторам. Стычка переросла в потасовку, трое китайцев получили различные травмы. Досталось и трем милиционерам из наряда, вставшего на пути молодых людей, решивших собственным силами прогнать инвесторов.

В августе прошлого года вновь отличились жители Панфиловского района, но теперь уже в Суусамырской долине. Около 50 жителей села Курпулдока, недовольные разработкой золотого месторождения, остановили работу техники кыргызско-китайской компании «Элка сервис лимитед», окружив джип и пять перевозивших песок грузовиков. Предприятие получило лицензию в 2008 году, в 2011-м она пролонгирована до 2014 года. Недовольные заявляли, что компания должна была выплатить селу 18 миллионов сомов, но обязательства не выполнила. Поддержал митингующих и тогдашний аким Панфиловского района Бактыбек Райымкулов, подтвердивший, что китайская компания должна была выплатить указанную сумму в обмен на разрешение местного населения работать на месторождении.

На геологоразведочный лагерь «Апрельский», расположенный на одноименном золоторудном месторождении, в ноябре прошлого года нападали дважды. В первый раз, по информации Reuters, толпа численностью примерно 150 человек ворвалась в лагерь, забрала еду, горючее и личные вещи геологов. Еще одно нападение, в котором участвовали жители села Катрана, последовало через несколько дней. Сельчане разгромили лагерь, подожгли два вагончика и баню.

Еще один случай произошел в сентябре прошлого года: нападению подвергся лагерь строителей, расположенный близ золоторудного месторождения Чаарат (в Джалал-Абадской области). Вооруженная толпа примерно в 100 человек захватила строительную технику общей стоимостью $600 тысяч, принадлежащую нескольким работавшим на участке компаниям. Спустя несколько дней часть техники владельцам вернули.

Опять же на золоторудном месторождении Талды-Булак в Таласской области в 2012 году дело дошло до того, что сотрудников (граждан Китая) пришлось в полном составе эвакуировать.

На прошлой неделе на месторождение Джамгыр в Джалал-Абадской области прибыли местные жители - по разным данным, от 100 до 200 человек. Разработкой рудника занимается предприятие Vertex Gold, соучредителем которого является казахстанская компания Vertex Holding. Люди потребовали, чтобы оно выделило деньги на ремонт дорог. Не добившись желаемого, представители местного населения захватили два самосвала и автопогрузчик. Похитители оставили компании «расписку», что забирают ее имущество, и потребовали выкуп.

Размер выкупа, по данным местной администрации, определен в 5 миллионов сомов (около $100 тысяч). По другой информации, от компании потребовали в несколько раз больше - 20 миллионов сомов. В самой компании заявили, что хотя и выделяют средства на социальные нужды местного населения, но обязательств по поводу ремонта дороги, соединяющей Чаткальский район Джалал-Абадской и Кара-Бууринский район Таласской области, на себя не брали. Как выяснилось, оплатить ремонт ранее вызывались другие золотодобывающие компании, но выделенных денег не хватило. Вот местные жители и решили получить недостающую сумму от Vertex Gold.

В итоге после длительных переговоров технику вернули.

Инвестиции фонят?

Изучая хронику конфликтов разработчиков и местного населения, приходишь к выводу, что добывать золото в нашей стране - самое опасное занятие. Инвесторам же нужно понять, что они будут вынуждены постоянно бороться за свои денежки, вложенные в развитие нашей страны. Одной из причин частых «набегов» населения на месторождения золота можно назвать утвердившееся в сознании граждан мнение, что «иностранцы грабят кыргызский народ, забирают наше золото и портят нашу природу».

Претензии эти отчасти справедливы. Тот же «Кумтор» после многочисленных акций протеста признал, что ущерб экологии Иссык-Кульской области от разработки рудника все же есть. А в беседе с жителями Таласской области узнаешь, что их нежелание подпускать кого-либо к разработке одного из месторождений отнюдь не прихоть. Старожилы уверяют, что там повышенный радиационный фон. Насколько эти утверждения верны, сказать сложно. Но понять нежелание людей жить рядом с источником опасности можно. Например, в той же Кара-Балте совсем рядом с жилыми домами располагаются урановые хвостохранилища. Радиационный фон в городе повышен с советских времен. Не слишком приятное соседство...

В то же время претензии о «несправедливых» условиях добычи золота стоит, наверное, адресовать не инвесторам, а властям, которые с ними договаривались. Власти, в свою очередь, напоминают: не обладающая значительными финансовыми возможностями республика нуждается в инвестициях. К слову сказать, только в разведку полезных ископаемых в КР инвесторы в 2012 году вложили около $100 миллионов.

Мы и не беремся спорить, что стране для развития нужны деньги. Но не было бы излишним еще на берегу обсуждать с инвесторами вопросы экологии и развития инфраструктуры регионов, то есть до начала освоения месторождения. Можно привлекать к этой работе и население той территории, где планируются работы. В этом случае, скорее всего, можно будет избежать многих проблем, в том числе и с местным населением.

Как правило, иностранцы готовы вкладывать средства в развитие инфраструктуры и решение экологических проблем определенной местности. Но вот митингующие слушать бизнесменов не хотят. Главное их требование - чтобы нога иностранцев не ступала на землю кыргызскую. А ведь можно найти компромисс. Кто больше пострадал от того, что, например, прекращены работы на Насоновском месторождении? По крайней мере, рядовые граждане Кыргызстана страдают от отсутствия дороги в горные села, которую ремонтировали за счет инвесторов. Сейчас по ней можно проехать только на лошади или хорошем джипе. Ну или на танке.

Бизнес