«У чиновников в Кыргызстане очень много служебных автомобилей. Уменьшение их числа благотворно скажется на сокращении расходов из государственной казны», - считает независимый эксперт Кубанычбек Омуралиев. Он поделился с ИА «24.kg» своими соображениями на этот счет.
Он отмечает, что «в связи с отказом Кыргызстана вступить в инициативу Международного валютного фонда и Всемирного банка – HIPC - наши правители предлагают нам затянуть потуже пояса». «Вместе с тем расставаться со своими привилегиями, а значит, на деле сократить свои непомерные расходы, они не спешат. Взять хотя бы вопрос уменьшения числа служебных авто, которое составляет 6000 единиц. Причем их количество за годы независимости Кыргызстана выросло в геометрической прогрессии. Ежегодные расходы госбюджета на их содержание составляют около одной трети от всех расходов на госаппарат», - рассказывает эксперт.
По его мнению, для большинства кыргызстанцев сегодня стало очевидным, что дальнейшее разбазаривание госказны таит в себе серьезную опасность. «И раз жесточайшая экономия госсредств стала животрепещущей проблемой, возникает резонный вопрос: а есть ли необходимость в содержании столь внушительного парка служебных автомашин на балансе государства?», - спрашивает Кубанычбек Омуралиев.
«Многие еще хорошо помнят, что со времен СССР чиновники среднего и высокого рангов имели немало привилегий, одной из которых было обеспечение их персональным автотранспортом. Но с внедрением в нашу жизнь рыночных отношений, а также после смены общественно-политических приоритетов ситуация в корне изменилась. Сегодня такой нужды нет, так как экономическая система уже иная и государство почти не контролирует те отрасли экономики, куда необходимо выезжать с постоянными проверками. Для сбора статистических данных и передачи информации усовершенствована и хорошо развита телефонная и электронная связь. В итоге сейчас, по сути, многим руководителям госструктур приходится ездить по служебной делам в регионы крайне редко», - подчеркивает Кубанычбек Омуралиев.
По мнению эксперта, представителям центральных и других госучреждений, расположенных в Бишкеке, чтобы принять участие в совещании или в каком-либо другом официальном мероприятии большой необходимости пользоваться персональным автотранспортом также нет. «К примеру, необходима ли персональная автомашина чиновникам среднего и высшего рангов – заведующему отделом в «Белом доме», его заместителю, помощникам министров и глав ведомств, директорам департаментов и управлений Минфина или другим? По-моему, нет. К первым все субъекты по понятным причинам ездят сами, а остальные обычно приглашаются в Дом правительства и Жогорку Кенеш, которые расположены в двух-трех кварталах от них. Такая же картина и в других госучреждениях», - считает Кубанычбек Омуралиев.
По его утверждению, сложилась порочная практика, когда новый руководитель, приступив к исполнению своих обязанностей, сразу же меняет служебный автомобиль на более новый. «Более того, отдельные начальники имеют по две автомашины: легковую и джип. При этом приобретают в основном машины представительского класса стоимостью в десятки тысяч долларов. Надо учесть, что, согласно нормам, лимит пробега служебного автотранспорта установлен с учетом командировок. Но и он многими государственными органами не соблюдается», - рассказывает Кубанычбек Омуралиев. «Многие руководители используют служебный автотранспорт в личных целях. Все мы видим, что автомашины с государственными номерами серии KG стоят на базарах, у казино и саун, дорогих магазинов и ресторанов, развозят детей чиновников по школам. Не секрет, что их водители частенько подрабатывают частным извозом. И это при том, что содержание одного служебного автомобиля с водителем обходится государству как минимум в 100-120 тысяч сомов в год», - сообщает независимый эксперт.
Что касается депутатов, то, по словам Кубанычбека Омуралиева, в США и других развитых странах у парламентариев нет служебного автотранспорта. При необходимости они пользуются только дежурными автомашинами. «Такую же схему можно предложить и в Кыргызстане. Поверьте, экономия была бы существенной. Конечно, кое-кто может возразить, мол, депутатам приходится часто ездить и общаться со своим электоратом. Но можно применить какие-нибудь иные рациональные способы. При желании все возможно. К примеру, лидеры бизнес-структур не используют персональные служебные машины с водителем, хотя им приходится больше передвигаться, чем чиновникам», - отмечает эксперт.
По словам Кубанычбека Омуралиева, следует прямо сказать, что практика обеспечения служебным автотранспортом всех и вся должна быть прекращена. Необходимо жестко и принципиально рассмотреть целесообразность такого количества транспортных средств в министерствах и ведомствах, а также стоимость вновь приобретаемых автомобилей. Особое внимание стоит обратить на акционерные общества и другие хозяйствующие субъекты с государственной долей акций, в том числе академические, образовательные и культурные учреждения. «Их руководители за казенный счет приобретают в качестве служебных очень дорогие иномарки. Это, безусловно, негативно влияет на размер дивидендов и социальных отчислений, задолженность по которым перед госбюджетом составляет весьма внушительную сумму», - подчеркивает независимый эксперт.
Кубанычбек Омуралиев считает, что в Кыргызстане давно пора определить четкий перечень должностных лиц, имеющих право на служебный автотранспорт. В данный список предлагается включить лишь первых лиц государства, руководителей министерств и ведомств, а также местных госадминистраций. Оставшиеся - заместители первых лиц, заведующие отделами президентской администрации и аппарата правительства, руководители аппаратов министерств и ведомств, а также госадминистраций - по мере необходимости должны пользоваться только дежурными автомашинами, численность которых будет определена для каждого государственного органа отдельно.
Одновременно с этим Генеральная прокуратура, Счетная палата и Министерство финансов КР, как считает Кубанычбек Омуралиев, должны оперативно проверить правильность расходования государственных средств на содержание и покупку служебного автотранспорта, а также провести его инвентаризацию. «Сегодня персональный автомобиль – непозволительная роскошь и чрезмерно тяжелая ноша для госказны, а значит, и для кыргызстанцев», - отмечает эксперт.
«По самым скромным подсчетам, 20-процентное сокращение персонального автотранспорта позволит сэкономить около 120 миллионов сомов бюджетных средств», - резюмирует Кубанычбек Омуралиев.