05:27
USD 89.47
EUR 96.56
RUB 0.97
Общество

Кто сдвинет камень преткновения?

После Ошской трагедии 2010 года у власти был шанс заявить о своей состоятельности. Для этого нужно было решить земельный вопрос. Ведь в основе всех конфликтов на юге лежал именно он. И кто первый поднял камень с этой земли - вопрос серьезный, но не насущный. В 2011 году недалеко от Оша был выделен участок в 177 гектаров - здесь по проекту должен был вырасти целый городок, где могли бы расселиться более 10 тысяч человек. Но воз и ныне там, грандиозная стройка началась, огромные деньги затрачены на разработку инфраструктуры, но сейчас все работы приостановлены...   

Земля на выданье

К июню земля в предгорьях Оша становится сухой и рыхлой. Здесь не сеют пшеницу, раньше эту территорию жители близлежащих сел использовали под пастбища. Теперь здесь разлинованный плацдарм. Дороги начали прокладывать, как только вышло постановление правительства о трансформации земель. Участки дробили по 4 сотки, и гипотетические улицы просматриваются с любого холма.

alt

Местами образовались овраги. «Земля здесь богарная, при Союзе даже сады разбить не могли, хотя планировали. С поливом вопрос решить не могли, вот и не брались возделывать эту землю», - говорит староста села Жапалак Анарбек Токтаров. Рыхлая почва дает трещины после каждого ливня, местами дыры уходят на несколько метров вглубь.

Зная о том, что здесь земля непригодна для строительства, власти города - на тот момент Госдирекция по восстановлению городов Оша и Джалал-Абада и мэрия - решились на выдачу участков. В 2011 году возобновились попытки захвата земель, поэтому ошская горуправа стала спешно их распределять. «Кен-Сай» стал камнем преткновения. Была создана независимая комиссия и рассмотрено 70 тысяч заявлений от нуждающихся в жилье граждан. Свои заветные сотки в Кен-Сайском жилмассиве получили 3,5 тысячи семей.

«В 2011 году жители Жапалака согласились отдать 300 гектаров богарной земли под строительство домов, но по вине мэрии и госдирекции мы лишились еще стольких же гектаров угодий для выпаса скота. Власти умудрились добавить к этой земле еще 424 гектара, тем самым лишив наших сельчан осенних и зимних пастбищ. Они нарушили верхний слой земли, почва 20 лет будет восстанавливаться», - говорит председатель водопользователей села Жапалак Жаныбек Камилов.

Вхолостую

В прошлом году на участке «Кен-Сай» разгорелся спор между новостройщиками и жителями близлежащего села Жапалак. Сельчане стали препятствовать строительству, повторяя, что эти земли они никому не отдадут. Тогда конфликт удалось локализовать, половину участков отдали жапалакцам. Новому жилмассиву дали название «Курманджан датка-2». Власти пообещали, что здесь будут дороги, водозабор, школы, газ и электричество.

«В числе нуждающихся в земельных ресурсах многодетные семьи, матери-одиночки, инвалиды, сироты и представители бедных слоев населения. Из 1 тысячи 600 гектаров 500 распределены между жителями Жапалака. И все равно они выражают недовольство. За этим стоят некие политические силы, которые вносят раскол между людьми», - комментировала тогда ситуацию от имени власти Нурила Кочкорбаева.

Однако не прошло и года, как все работы в Кен-Сайском массиве были приостановлены. «Там до сих пор нет водо- и электроснабжения, лишь дорогу более-менее проложили. Сейчас работы приостановлены: трубы начали прокладывать, но все встало из-за отсутствия финансирования. Раньше этим вопросом занималась госдирекция по восстановлению городов Оша и Джалал-Абада. Сейчас ее ликвидировали, а полномочия передали Госстрою», - прокомментировал ситуацию председатель Ошского горкенеша Таалай Сабиров.

alt

Стоило ли выдержать противостояние с жителями близлежащего села Жапалак, потом доказывать, что здесь будет благоухать новый микрорайон, и тратить немыслимые деньги? Кому-то нужно было создать видимость работы? Еще год назад здесь работало 13 строительных бригад. Рабочие прокладывали канал, который теперь срывается в пустоту...

Богарная утопия

В руках у старосты села Жапалак карта местности. В генплане Оша Кен-Сайский массив выглядит как современный микрорайон со всеми благами цивилизации. Власти города обещали построить здесь семь школ, отвечающих самым современным требованиям, и шесть детсадов. «Для обеспечения доступности спортивных и культурных объектов планируется построить стадион с трибунами, а также спортивное сооружение, центр досуга, разбить парковую зону, возвести мечети, больницу на 50 коек, фельдшерско-акушерский пункт, пожарное депо, рынок, баню и другие объекты инфраструктуры», - рапортовал еще год назад вице-мэр города Рустам Мирзаматов.

alt

Но сейчас стадион с трибунами остался все на той же расчерченной архитекторами бумаге, как, впрочем, и все мечты о жилье тысяч горожан.

Сухой закон

В советские времена от речки Ак-Бууры проложили канал к селу Жапалак. На нем была возведена насосная станция, которую, по правде сказать, ни разу всерьез так и не запустили. Было два показательных выступления. Будучи премьером, сюда приезжал Николай Танаев - тогда мотор послушно завелся, воду нужно было качать вверх, как раз в сторону нынешнего «Кен-Сая», но вода на подъеме стала впитываться в землю и до пригорков так и не дошла.

Анарбек Токтаров говорит, что если гипотетически все-таки можно будет качать воду в новостройку, то всю лежащую в пройме реки долину можно оставить без полива.

Проблему с водой власть пыталась решить, построив бассейн суточного пользования. Водоем зацементировали, и вода сюда должна была поступать с той самой насосной. Но эксперимент пока также не имел продолжения, как вся большая и заброшенная стройка.

alt

Представитель НПО Гульгакы Мамасалиева считает, что «первоначально власть выдавала эти участки, чтобы унять недовольство». «Их нужно было выделить, но при этом заранее проложить коммуникации. Многие из тех, кто взяли участки, не собираются там жить. Сейчас их перепродают», - говорит эксперт.

Теперь когда-то желанная всеми земля «Кен-Сая» оказалась «ничьей». Нет здесь даже охраны. Остались пустынные и взъерошенные от неразумной деятельности холмы да утопичные планы о садах, стадионах, школах...

Бизнес