Земли внутри и вокруг Бишкека за годы независимости Кыргызстана самовольно захватывались не раз. На этом нажились многие, в первую очередь нечистоплотные работники госорганов. Захваченные земли они в спешке сбывали без оформления документов, и потому возникло множество судебных и несудебных разбирательств. Вот одна из таких историй.
Заложник обстоятельств
Заир Айдаралиев много лет назад приехал на заработки в столицу с юга. Сначала работал плотником на КТР, после стал подрабатывать на стройках у соседей. Со временем перевез в столицу жену и четверых детей, стали жить в съемной квартире.
В 2002 году некто Рустам, представившийся сотрудником местного айыл окмоту, за определенную сумму предложил всем желающим земельные участки, пообещав оформить документы позже. Для Заира это был шанс обзавестись собственным жильем, тем более что старшие сыновья уже подросли и могли подсобить в строительстве дома.
Работник айыл окмоту взял оплату, показал участок, убедил в том, что его уже можно осваивать, и был таков. Как выяснилось позже, в своей беде Заир оказался не одинок. Узаконить участки оказалось намного сложнее, чем думалось вначале. Но надежда оформить право на землю законным путем все же была. Собрав необходимые справки, он сдал их в орган местного самоуправления. Три года спустя, в 2005 году, подошла его очередь, и тогда Заир попросил оформить на него тот участок, который уже занимает. Ленинская райадминистрация столицы в марте того же года вынесла положительное решение - выдала выписку из постановления о предоставлении земельного участка №92 в жилмассиве в районе улиц Ахунбаева-Репина. Айдаралиев, как и многие в то время, не знал, что без «красной» книги, то бишь госакта, его право на землю еще не установлено.
Со временем выяснилось, что Заиру предоставили участок под таким же номером, как и у его соседа справа, получившему свой уже по решению мэрии Бишкека. Получается, что райадминистрация и мэрия действуют несогласованно?
Но мало того, далее дело принимает совершенно другой оборот, когда на участок Айдаралиева претендуют новые «хозяева». Но об этом чуть позже.
Что хочу, то и ворочу?
А предыстория такова. Многие, кто сегодня воздвигает дома в престижном жилмассиве в районе улицы Баха, знают человека по кличке Сто долларов. По слухам, именно за такую сумму он, будучи работником «Бишкекглавархитектуры», решал любые проблемы. К слову, сейчас этот человек благополучно работает в другой госструктуре, где его уже прозвали Проходимцем. Неблаговидных дел, похоже, натворил немало, раз заслужил подобную репутацию.
В 2001 году за этим чиновником под строительство индивидуального жилого дома был закреплен (именно закреплен, а не предоставлен) земельный участок №236 в районе улиц Ахунбаева-Репина.
При чем тут Заир Айдаралиев? - спросите вы. По плану застройки жилмассива 236-ой чиновничий участок соседствовал с 91-м, за которым следовал 92-ой. Так вот, по версии чиновника, когда выносили границы участков на так называемую натуру, в «Бишкекглавархитектуре» по ошибке 91-ый посадили на 236-ой, а 92-ой, айдаралиевский, соответственно сдвинули на место 91-го участка.
Дело еще более запуталось, когда хозяева 236-го и 91-го участков якобы устно договорились обменяться землей. Но на участке, на который теперь стал претендовать чиновник, Айдаралиев уже жил, построив времянку! Ему-то как быть?
Чиновника это нисколько не смутило, и он в 2005 году продал участок другому лицу. Тот, в свою очередь, в 2007-м заочно перепродает третьему. В итоге виновным оказался Заир Айдаралиев: ему теперь грозят уголовной ответственностью за захват участка.
В ходе судебного разбирательства в деле выплывают некоторые странные обстоятельства, а именно: чиновник предъявляет совершенно другой план застройки того же жилмассива, по которому выходит, что владельцем участка, где проживает Айдаралиев, на момент продажи являлся именно он.
Тем временем адвокат Айдаралиева выяснил, что в период, когда появился тот самый новый план застройки, чиновник работал в «Бишкекглавархитектуре». Не использовал ли он подложные документы?
Странно и то, что, госакт на спорный участок был оформлен им еще в октябре 2005 года. Однако предъявить свое право собственности и «красную» книгу третье лицо, перекупившее землю, смогло только в 2009 году - в суде. Причем акт об отводе земли, необходимый для получения госакта, им не представлен.
Битый небитого везет
В ходе разбирательства адвокаты столкнулись с тем, что архитектурная документация находится под грифом «секретно». Невозможно проследить ни внесение изменений в план застройки, ни тем более получить их официальное подтверждение. Как оказалось, доступ к оригиналам документов для общественности наглухо закрыт.
Тем не менее, путаницу с номерами участков по всей улице, где и расположен дом Айдаралиева, официально признают в Государственной регистрационной службе. В «Бишкекглавархитектуре» признают и то, что имеет место существование двух разных участков под одинаковым номером - 92. Но предпринимать какие-либо действия не спешат ни те, ни другие, сваливая ответственность друг на друга.
Соседи Заира Айдаралиева свидетельствуют, что долгие годы он вкладывал все силы и средства в строительство времянки, а потом и дома на участке, который по праву считал своим. Последние три года идут судебные разбирательства - Айдаралиеву вменяют в вину захват земли. Хотя очевидно, что он оказался заложником не некомпетентности бюрократов, но, скорее, чиновничьего произвола. Якобы хозяева земли фактически претендуют уже не на участок, а на дом, требуя выселения Айдаралиева или компенсации в $50 тысяч.
К слову, юристов, которые столкнулись с этим делом, удивляет еще одно обстоятельство: почему данное дело рассматривается в уголовном, а не в гражданском порядке? Не для того ли, чтобы оказать моральное давление на добросовестного собственника?
Однозначно, что точку в этом деле пока ставить рано. Слишком много в нем вызывающих сомнения фактов, делающих человека без вины виноватым.
Сфера землепользования входит в тройку наиболее подверженных коррупции. Складывается впечатление, что система насквозь пронизана ею: ради легкой наживы те, кому неизвестно, что такое совесть, ходят здесь по головам рядовых граждан.
Но хочется верить, что «самый гуманный суд в мире» сумеет компетентно разобраться в этой запутанной истории и справедливость все же восторжествует.