03:07
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91
Общество

Помочь построить мир на юге Кыргызстана

Больше двух лет прошло со дня трагических событий на юге Кыргызстана. Аналитики и правозащитники продолжают проводить исследования и писать отчеты, а раны сотен пострадавших до сих пор кровоточат.

Вот и общественный фонд «Лига защитников прав ребенка» на днях презентовал ошским властям, представителям аппарата президента, правительства и депутатам парламента отчет по результатам исследования, проведенного с августа по ноябрь 2011 года в городе Оше.

«Во сне меня снова бьют»

«По данным Генеральной прокуратуры КР, 15 детей погибли в те июньские дни. Прямо или косвенно пострадали 400 тысяч детей. В результате конфликта многие дети потеряли одного из родителей, а трое лишились обоих», - говорится в документе.

«Мы опрашивали людей, которые оказались непосредственными свидетелями тех страшных дней. Честно говоря, я ожидала, что ответы респондентов будут намного хуже, - рассказала ИА «24.kg» глава общественного фонда «Институт детства» Нуржамал Джакубова. - Самым трудным оказалась работа с детьми, поскольку никто на самом деле не работает с преодолением посттравматического стресса. Чаще всего он проявляется даже спустя полгода. Сразу после трагических событий люди испытывают шок, а потом в отдаленном периоде проявляются все переживания. У детей, например, отмечается плаксивость, снижение успеваемости в школе, появляются различные фобии - все это выявлено в ходе реализации проекта и консультаций психологов».

Из доклада. «Почти каждую ночь просыпаюсь от кошмарных снов и громко плачу. Мама уже устала от моего состояния. На нервной почве на лице появился псориаз, - рассказывает девочка 13 лет. - Быстро раздражаюсь, стала громко разговаривать, но больше криком». Со слов мамы, у девочки появилась конфликтность во взаимоотношениях с родными и одноклассниками, повышенная агрессия, эгоцентризм, неуверенность в себе, отсутствие критики в свой адрес.

«Психическое здоровье детей подорвано. Все были тогда напуганы, а 15 детей погибли. Стресс переживают не только взрослые, но в первую очередь дети, только они этого сказать не могут. Пережитые дни могут стать серьезными последствиями для личности. Ребенку нужна поддержка и положительные примеры. К сожалению, сами родители срываются на детях. Учителям, зная, какой стресс пережили подростки, наверное, тоже стоило бы относиться к ним более доброжелательно. Необходимо научить учителей распознавать стресс, они должны знать, что снижение успеваемости может происходить не сразу, а даже через некоторое время. Ведь чаще всего мы не связываем настоящее с событиями годичной давности. Считается, что дети не умеют глубоко переживать, но на самом деле это не так. Переживание горя и потери у ребенка растянуты и могут продолжаться в течение 7 лет, - отмечает Нуржамал Джакубова. - При этом в Ошской и Джалал-Абадской областях не хватает детских психиатров и психологов, которые могли бы оказать пострадавшим своевременную помощь. Следует усиливать работу этих служб».

Из доклада. Мальчик, 16 лет. Во время июньских событий, когда семья пыталась выбраться из зоны конфликта, на них напала толпа и жестоко избила всех членов семьи, включая детей. Мальчик перенес сотрясение мозга, у него головные боли и ощущение тяжести в голове, есть множественные шрамы от полученных травм. «Ночные кошмары не прекращаются, - жалуется подросток, - просыпаюсь в страхе, что меня опять бьют».

У мальчика наблюдается ухудшение памяти, стойкое нарушение концентрации внимания, ему трудно сосредоточиться: «Трудно понять, что говорит учитель на уроках, не могу долго слушать, часто отвлекаюсь. С трудом заставляю себя быть внимательным. Если до событий я учился на «отлично», то сейчас стал получать «тройки». Это меня очень огорчает. При воспоминаниях о перенесенных ужасах учащается сердцебиение, повышается раздражительность. Раньше я не любил драться или обижать других, и эти вспышки меня пугают».

Требуются лекари...

Оценили исследователи и право на охрану здоровья. Как отмечается, в медучреждениях прибегают к незаконным сборам денежных средств, что не позволяет родителям обеспечить ребенку доступ к медуслугам. Вот что рассказали участники фокус-групп о потребностях в услугах специалистов: «Существует острая необходимость в создании детских площадок для реабилитации детей, поскольку многие до сих пор находятся в стрессовом состоянии. Положение усугубляется еще и тем, что взрослые не могут уделять им достаточного внимания из-за восстановления сгоревшего жилья»; «Нам очень нужны психологи. Я плохо сплю, все время болит голова, дети боятся выходить из дома по вечерам»; «По улицам часто, включив сигнал милицейской машины, разъезжают машины, это тоже пугает детей».

«В ходе исследования наблюдался так называемый эффект эмоционального выгорания у специалистов, работающих в сфере услуг - работников социальной защиты, врачей, сотрудников НПО, оказывающих поддержку пострадавшим. У них постепенно снижается уровень проявления заботы о людях, с которыми они работают, происходит утрата позитивных чувств, сочувствия и уважения к клиентам, пациентам, ученикам, - к такому выводу пришла группа психологов. - По словам врача одной пригородной больницы, они стали ощущать хроническую усталость и быструю утомляемость, их стали раздражать некоторые пациенты».

...учебники и учителя

По словам главы ОФ «Лига защитников прав ребенка» Назгуль Турдубековой, отчет опубликован в помощь заинтересованным госструктурам, для улучшения доступа несовершеннолетних к образованию, здравоохранению. «Как показало исследование, много детей не ходят в школу, поскольку они помогают взрослым восстанавливать сгоревшее жилье. Необходимо работать с родителями, проводить с ними спокойные беседы, убеждать, а не принимать какие-то карательные меры», - говорит она.

Из доклада. По словам жителей пострадавшего района «Черемушки», доступ детей к образованию ограничен, поскольку администрации школ собирают средства на различные нужды, начиная от проведения тестов и заканчивая школьными копилками. Пострадавшим в событиях семьям не предоставляются льготы или уступки.

В школе у внука одной из участниц фокус-группы потребовали 500 сомов на ремонт школы. Внук продал велосипед и сдал эти деньги, ничего не сказав домашним.

Гуманитарную помощь, направленную для детей из пострадавших районов, учителя распределяют между собой. Участнице фокус-группы по знакомству удалось получить одну куртку для дочери, и одна учительница сказала, что «из-за этой гуманитарки в школе идет очень большая драка».

«Кроме того, разработаны рекомендации министерствам и ведомствам, в том числе Генпрокуратуре: принять все необходимые меры для расследования преступлений и привлечения к ответственности виновных в гибели 15 детей. А также необходимо наладить работу психологических служб», - отмечает Назгуль Турдубекова.

«У граждан есть страх повторения конфликта, неверие в завтрашний день, что вызывает постоянное эмоциональное напряжение. Постконфликтная ситуация усугубляет и без того низкий уровень социально-экономической обеспеченности многих пострадавших семей. Родители несовершеннолетних вынуждены выезжать на заработки в соседние государства. Безнадзорность подростков влечет за собой серьезный риск совершения в отношении детей противоправных действий - эксплуатации детского труда, вовлечения в занятие проституцией, продажи, вербовки детей», - отмечают в отчете эксперты.

Медлить в работе над исполнением рекомендаций нельзя.

Бизнес