Новый учебный год только начался, а в СМИ уже появилось трагическое известие. В ночь на 12 сентября в селе Кызыл-Ункур Базар-Коргонского района Джалал-Абадской области подрались ученики средней школы имени Ташиева. «Одиннадцатиклассники решили проучить учеников 10-го класса и в воспитательных целях вызвали их на край села. Четверо старшеклассников стали избивать младших, удары наносили преимущественно по груди. Один из избитых госпитализирован. Позже он скончался», - сообщил ИА «24.kg» начальник регионального УВД Малик Нурдинов.
По факту возбуждено уголовное дело по статье «Убийство» УК КР. Четверо учеников 11-го класса задержаны.
Легче предупредить
Первыми, как правило, на проблемы реагирует неправительственный сектор. «В Кыргызстане уровень насилия в школах не снижается, - заявила на пресс-конференции глава общественного фонда «Лига защитников прав ребенка» Назгуль Турдубекова. - Только в 2011 году около 100 подростков покончили жизнь самоубийством, и одной из причин суицидов стал школьный рэкет. Мы с ужасом ожидаем его возможных последствий в этом году. Сколько детей погибнет только из-за того, что не знали, к кому обратиться за помощью?»
В течение 2012 года Лига при поддержке ОБСЕ проводила исследование по соблюдению прав детей от вымогательств и насилия в работе Инспекции по делам несовершеннолетних. «Мы опросили 2,5 тысячи человек из всех регионов страны, в том числе учащихся, родителей, представителей госструктур и общественных организаций, сотрудников ИДН. И были удивлены, когда узнали, что на одного инспектора по делам несовершеннолетних приходится около 10 школ. При этом для идээнщиков не предусматривается оплата транспортных расходов и мобильной связи. В итоге инспектора приходят, когда случится факт вымогательства, избиения или смертельного исхода», - отмечает правозащитник.
Каждый второй - вымогатель
По мнению опрошенных инспекторов по делам несовершеннолетних, школьным рэкетом в республике занимается 52,9 процента мальчиков и 40,4 процента девочек. Вымогательство начинается с 6 класса, достигая максимума в 9-10 классах, и несколько снижается к 11-му. При этом официальная статистика значительно разнится с жизнью. По данным ГУВД Бишкека, например, в 2011 году выявлено всего 100 фактов школьного рэкета. Как правило, такие случаи получают широкую огласку только после трагедий.
Специалисты, проводившие исследование, отмечают, что современный школьный рэкет несколько трансформировался. Раньше рэкетиры вымогали деньги, «ставили на счетчик». «За это можно привлечь к уголовной ответственности, поэтому сегодня заставляют пополнить баланс сотового телефона, оплатить обед в столовой, убрать дома и выкопать картошку на личном огороде. В одном из регионов школьник ответил, что его «загрузили» на приобретение билетов на Олимпийские игры, - рассказывает представитель Лиги защитников прав ребенка Ирина Пузырева. - Более того, известен факт, когда милиция задержала вымогателя, и вся школа собирала деньги на его выкуп. Проблема в том, что сегодня очень изменились духовные ценности, многие дети считают рэкетирство почетным занятием. Лидеры школьных группировок могут хорошо учиться, висеть на доске почета, но жестоким методом выколачивать деньги из слабых. При этом руководство школ пытается не выносить сор из избы, а вымогатели начинают чувствовать себя безнаказанными».
На чужие плечи
Энпэошники подчеркивают, что дети сегодня предоставлены сами себе. Высокий уровень миграции населения привел к тому, что родители не справляются с воспитанием отпрысков. Не до чужих детей и женсоветам, судам аксакалам, молодежным комитетам. Устранились от проблемы и местные органы самоуправления. Вот и остаются один на один с проблемой только идээнщики. «К сожалению, вопросы детей для структуры МВД не являются приоритетными, поэтому инспекторов по делам несовершеннолетних привлекают к решению других проблем - оцеплению, охране порядка, раскрытию преступлений», - сетует Назгуль Турдубекова.
«Кроме того, существует проблема текучести кадров ИДН. Инспектора признают, что инспекцию рассматривают, как исправительное учреждение для провинившихся милиционеров из разных отделов. Молодые специалисты тоже не жаждут здесь работать и любыми путями пытаются уйти из инспекции. Согласно исследованию, лишь 6 процентов сотрудников работает в ИДН около 10-15 лет и всего около 5 процентов имеют педагогическую специальность, большинство же не знает возрастной психологии, конфликтологии, с трудом работают с родителями учащихся», - добавляет Ирина Пузырева.
Устами детей
Как показывает опрос детей, ИДН приходит в школу раз в неделю. Так ответили 27,9 процента опрошенных ребят, 13,6 процента считают, что инспектор появляется лишь раз в месяц. Еще 8,9 процента признались, что видели его всего раз в четверть. А 4,4 процента респондентов ответили, что ИДН и вовсе не приходит. В итоге школьного инспектора в лицо знают лишь около половины опрошенных учеников.
Достаточно тревожным и социально опасным явлением остаются указанные детьми случаи, когда ИДН и вымогатели сращиваются: «инспектор ловит рэкетиров, но потом собирает с детей деньги и отпускает их». Как стало известно, дети не рассказывают идээнщикам о случившемся, поскольку считают это бесполезным (22,8 процента), стыдным (8,5 процента), думают, инспектор все равно не поймет их (8,4 процента). А 6,4 процента респондентов просто боятся возмездия рэкетира. Некоторые дети признаются: они тоже «хотят на дело», потому и молчат о правонарушениях. В большинстве же случаев подростки предпочитают «разобраться с родителями», «рассказать классному руководителю» и «решать проблемы сами».
А вдруг поможет?
Как вариант решения проблемы правозащитники предлагают создать отдельную структуру - департамент или управление по профилактике и борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних и молодежи, увеличить число инспекторов, хотя бы обеспечить по одному ИДН на 2 школы. Не плохо было бы укрепить и материально-техническую базу ИДН, проводить ежегодно курсы повышения квалификации сотрудников инспекции. Пока госструктуры думают над предложением, Лига защитников прав ребенка начала проводить серию телемостов с регионами страны с целью улучшения защиты прав детей. По итогам проведенного исследования правозащитники намерены также выпустить пособие для сотрудников ИДН.