11:16
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91
Общество

Сэкономить на здоровье?

В Кыргызстане периодически возникают вспышки различных болезней, тогда в спешном порядке объявляют карантин, проводят профилактику, начинают отчитываться по проделанной работе.

В последние дни участились сообщения о госпитализации больных с подозрением на сибирскую язву. С июля 2012 года зарегистрировано 11 фактов, и лишь у пяти больных диагноз оказался положительным. Поводов для паники и введения чрезвычайного положения, как это сделано в России, нет, уверяют специалисты. Тем не менее более чем из 1,2 тысячи зарегистрированных очагов сибирской язвы лишь 519 забетонированы, остальные неизвестны. Это значит, если где-то заболел человек, то источник заражения придется искать.

В очаге беспечности

«Построенные саркофаги опасений не вызывают. Но при чрезвычайной ситуации техногенного характера, ливнях, сильном землетрясении разрушение скотомогильников может представлять реальную угрозу для населения, - предупреждает главный государственный санитарный врач, глава Государственной инспекции по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности Толо Исаков. - В свое время люди построили дома в бишкекском жилмассиве «Ала-Тоо» вблизи саркофага, а теперь требуют узаконить их строения, проложить дороги, построить детсад, школу. Сейчас создана межведомственная комиссия, которая проверяет границы санитарно-защитной зоны».

Так повелось, что о здоровье люди вспоминают в последнюю очередь. А до поры до времени не прислушиваются к полезным советам, надеясь, что пронесет. Как-то раз поинтересовалась у хозяйки одного из домов, построенных в непосредственной близости от скотомогильника, не боятся ли они возможных последствий. Та уверенно заявила, что если бы там и была какая-то зараза, то ее действие уже давно закончилось...

Заражение человека сибирской язвой происходит при непосредственном соприкосновении с болеющими или павшими от нее домашними животными или с зараженными шкурами и органами, находящимися в производстве. Кроме кожной встречаются кишечная (наблюдается при употреблении в пищу зараженного мяса) и легочная (при вдыхании пыли, содержащей сибиреязвенные палочки) формы.

По словам госсанврача Толо Исакова, фермеры прекрасно знают: если домашнее животное заболело, обязательно нужно обращаться к ветеринарам. «Сегодня одна корова стоит 50 тысяч сомов, и людям жалко денег, поэтому они идут на риск: забивают животное, снимают шкуру, - говорит он. - Мало того что фермер подвергает опасности свою жизнь, но и здоровье десятков покупателей зараженного мяса тоже. В Болгарии, например, выплачивают компенсацию за больное животное: 70 процентов погашает правительство, 20 процентов - местные власти, а остальные 10 процентов - за счет владельца. Там люди заинтересованы во взаимодействии с ветеринарами. У нас же такого закона нет, на его реализацию потребуются очень большие средства».

Нападки

На эпидемиологическую ситуацию нужно смотреть шире, уверен заместитель главного врача Центра госсанэпиднадзора Курманбек Омуралиев. «Недопонимание и недооценка необходимости усиления санитарно-эпидемиологического надзора могут не только нанести огромный ущерб здоровью населения, но и дорого обойтись экономике республики в будущем, - говорит он. - Если хирург лечит одного больного, то врач ЦГСЭН предупреждает сотни и тысячи возможных опасностей. К сожалению, сегодня мы боремся не с причинами распространения инфекций, а с их следствием. После реформирования санэпидслужбу разделили на две части, разорвав механизм взаимодействия. У нас забрали надзорные функции, и теперь мы не можем контролировать рынки, убойные цеха, мясокомбинаты».

К слову, не так давно постановлением правительства КР новой структуре - Госинспекции по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности - передали функции четырех самостоятельных органов: Департамента санитарно-эпидемиологического надзора при Минздраве, Департамента госветеринарии, Госслужбы по карантину растений при Минсельхозе и Госагентства по контролю за производством и оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

Такое преобразование оказалось необдуманным, поспешным и не даст ожидаемых результатов, считает Курманбек Омуралиев. «Делить оправдавшую себя почти за 100 лет санитарную службу абсолютно неправильно. Санитарно-эпидемиологические мероприятия теперь не выполняются комплексно, согласованно, преемственно, не говоря о взаимодействии с другими управлениями и службами, административными органами. Хуже того, появляется переписка с госинспекцией. Если раньше один вопрос могли решить в пределах одного лестничного марша, то сегодня это требует дополнительных затрат, времени, ненужной переписки и рутинной работы. Число наших работников сократили в два раза. Ухудшился лабораторный контроль над объектами общественного питания. Если за 8 месяцев 2011 года взяли 2 тысячи 540 проб, то в 2012-м - всего 729. А ведь именно лабораторные исследования служат аргументом для предъявления требований, - подчеркивает заместитель главврача ЦГСЭН. - Раньше ответственность за заболеваемость нес главный санитарный врач города, района, республики, а сегодня получается, что у семи нянек дитя без глазу. А что самое страшное, эту инспекцию в отдельных регионах возглавили специалисты, не имеющие отношения к санитарной службе - ветеринарные врачи, агрономы. Как ветеринар может потребовать выполнения санитарных норм? Как он может проверять те же кафе, парикмахерские, не имея ни знаний, ни опыта? Три службы, находясь в одной инспекции, не станут предъявлять друг другу должные требования».

«Последние 4 года в Бишкеке наблюдалось снижение инфекционных заболеваний. По итогам же 8 месяцев 2012 года наблюдается рост вирусного гепатита почти в 2 раза, кишечных инфекций - более чем на 26 процентов, увеличивается число пищевых отравлений. Не скажу, что это прямая зависимость от создания новой службы, но, как ни крути, цифры - вещь упрямая. И давать положительный прогноз при таких показателях и неслаженной работе невозможно. Вывод очевиден: вновь созданная инспекция не может выполнить задачи, которые стояли перед санэпидслужбой, - считает Курманбек Омуралиев. - В свое время ветеринарную службу довели до ручки, и как бы нам не оказаться в таком же состоянии, получив непредсказуемую эпидемиологическую ситуацию. Пока не поздно, пока есть кадры и время, необходимо вернуть санитарную службу. К большому сожалению, должен сказать: сегодня есть угроза появления особо опасных инфекций, и мы должны быть к этому готовы. Необходимо вернуть главный лозунг любого цивилизованного государства: главное богатство страны - здоровье нации».

Ответки

Глава Государственной инспекции по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности Толо Исаков с критикой не согласен. «Критиковать службу, не успев создать ее, некорректно. Нужно посмотреть, как она поработает в течение нескольких лет, и тогда оценивать. Причин для ее создания несколько: уменьшение количества надзорных органов, инспекторов и, самое главное, устранение дублирования. Раньше колбасный цех, например, проверяла сначала Санэпидстанция, на следующий день приходила ветеринарная служба... Ведь качество работы зависит не от числа инспекторов - пусть их будет меньше, но чтобы действовали мобильнее. Просто финансировать нужно должным образом», - аргументирует он.

Но в одном стороны сходятся: работать нужно на предупреждение болезней и без промедления.

Бизнес