01:26
USD 84.57
EUR 100.74
RUB 1.17
Общество

CACI: Коррупция в Кыргызстане - метод управления и способ взаимодействия государства и граждан

«Коррупция в Кыргызстане значит больше, чем коррупция. Это метод управления, равно как и определение способа взаимодействия государства и граждан», - пишет Central-Asia Caucasus Institute (CACI).

Как полагает издание, «основная логика коррупции в Кыргызстане проста и рациональна: она выстроена в форме пирамиды; неформальные денежные поступления передаются вверх по организационной иерархии. В этой системе происходит слияние политической власти и экономического благосостояния. Самая успешная бизнес-стратегия заключается не в конкуренции на свободном рынке, а в гарантированном доступе к государственному бюджету и политическим ресурсам».

Данная система, по мнению CACI, имеет негативные последствия для развития целесообразной экономической политики и создает неблагоприятный бизнес-климат. «Более того, государственные услуги оказываются на очень низком уровне. Так, данная система по сути превратилась в частный рынок коррумпированных нелегальных сделок», - пишет американское издание.

CACI рассматривает способы обуздания коррупции в стране: демократический, антикоррупционные программы, финансируемые донорами, и использование централизованной стратегии на примере грузинского опыта.

Относительно помощи демократизации в борьбе с коррупцией, издание отмечает, что «демократизация сама по себе не может изменить ситуацию в Кыргызстане». Во-первых, потому что парламент демонстрирует полнейшую дезинтеграцию, будучи «пронизан конкурентами по бизнесу, региональным делением и коррупцией». Во-вторых, законодательство страны непоследовательно, так как «некоторые позитивные инициативы совершенно противоречат по духу другим законодательным актам». Более того, идея, что коррумпированные лидеры не пройдут в ходе повторных выборов, также провальна. Как показывает исследование, у коррумпированных лидеров есть хорошие шансы для переизбрания. И объяснение этому в том, что в коррумпированных системах такие политики «обладают навыками, необходимыми для достижения целей, включая и предоставление некоторых услуг для своих избирательных округов».

Что касается антикоррупционных программ, продвигаемых международными донорами, то они являются неэффективными, по мнению издания. «В то время как коррупция устраняется из одних сфер, она может перетекать в другие». CACI также скептически настроено и по отношению к использованию грузинского опыта в КР, который основывается на сильной централизованной президентской системе и фронтальной борьбе с коррумпированными государственными структурами. «Сомнительно, насколько эти два условия выполнимы в Кыргызстане», - пишет американское издание.

После революции 2010 года страна предпочла заменить президентскую форму правления на смешанную президентско-парламентскую, «которая эффективна при исключении возможности для небольшой объединенной политической элиты очень быстро продвигать реформы». «Более того, многие меры, примененные в Грузии, чрезвычайно агрессивны, включая тотальный роспуск нескольких государственных органов. В свете долговременной политической, экономической и социальной нестабильности Кыргызстана, фронтальный подход может рассматриваться как очень рискованное предприятие», - считает CACI.

Выход из сложившейся ситуации аналитическое издание видит в решении проблем коррупции «более обходным путем, через проведение широких институциональных реформ, которые кардинально изменят организационную структуру государства и его способ взаимодействия с гражданами». Наличие же активного гражданского общества, независимых СМИ или специальной антикоррупционной структуры «является больше дополнением в борьбе с коррупцией, особенно, если она системна, как в Кыргызстане». «Продвижение создания наблюдательных органов для борьбы с коррупцией - будь это институт омбудсмена, антикоррупционная служба или агентство по контролю наркотиков - не приносит значимых результатов, так как они сами либо становятся вовлеченными в коррумпированную среду или становятся изолированными островками, неспособными изменить систему в целом. Таким образом, когда коррупция является способом управления, реформы должны быть более фундаментальными, чем принято», - резюмирует американское издание.

Бизнес