19:07
USD 87.45
EUR 90.89
RUB 0.89
Общество

Кыргызстан во власти толпы

Человек в процессе антропогенеза (биологической эволюции, которая привела к появлению на Земле существа разумного) не так уж и преуспел в своем развитии и сегодня мало чем отличается от первобытного. Как показывают последние события в Кыргызстане, народная власть у нас укрепилась на основе вышесказанного.

Охлократия vs демократия  

Что было, то и теперь есть,
и что делалось, то и будет делаться,
и нет ничего нового под солнцем.
 Екклесиаст

О том, что демократия - власть толпы, говорил еще Платон. В представлении Аристотеля она выражалась в «правлении всех». А Пифагор обвинял демократов и назвал народную власть «одним из бичей, угрожающих человечеству».

В современной истории Кыргызстана прошли две революции, в республике установилось полное господство народовластия. С одной стороны, это может утешить как результат борьбы за демократию, с другой - мы все явились заложниками толпы. Причем последнее скорее главенствует над первым. Если по традиционным канонам верховенство принадлежит общей воле народа, у нас зачастую оно находится в руках элитных групп во власти. Они же и проводят свои интересы через ТОЛПУ. А это в корне противоречит демократической идее, которая не приемлет классовое владычество, искусственное возвышение одного человека над другим. Как видно, определенной части нашего общества это нипочем, ведь у каждого свои интересы.

Неуязвимое меньшинство

«Лучшее свидетельство любви к свободе - то положение, в которое ставится меньшинство. Каждый человек должен иметь одинаковую с другими возможность проявить свою сущность».
Теодор Рузвельт

Выдвинув в качестве вектора государственного развития идеал правового государства, мы зачастую рассматриваем народную власть как одну из форм того самого правового государства. Но наши граждане, получив права на свободу волеизъявления, не чувствуют никакой ответственности за те формы, в которых они выражают волю.

Народное правление связано с идеей о правах каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность. Однако у нас все происходит с точностью до наоборот: толпа верховодов посягает на жизнь, свободу и частную собственность граждан. Несомненно, необходимым условием народной власти в любых ее формах является политическая свобода. Последнего у нас в избытке. Оттого и происходят в стране события, в которых безнаказанность порождает вседозволенность. Понятно, что политическая свобода не может быть реализована в государстве, где велико социальное неравенство. Но свобода, в условиях народовластия всегда соотносится с принципом справедливости, а этого у нас точно нет.

Зато о справедливости постоянно трубят на всех углах. При этом требования выражаются не в общепринятых нормах. У нас нормой жизни является дикий беспредел. Мы этого хотели? Нет, народ явно хотел не этого. Он обманулся в своих ожиданиях и представлениях о демократическом правовом государстве. А в это время различные группы, выступая от имени этого самого народа, выдвигая требования, позволяют себе недопустимые выходки.

Вершители судеб

«Люди хотят равенства в свободе, и, если не могут ее получить, они хотят его также и в рабстве».
Де Токвиль

Вероятно, мы слишком увлеклись играми в демократию, чем не преминули воспользоваться разные политические силы. Здесь вспоминаются слова президента России Владимира Путина о том, что демократия должна быть управляемой. В Кыргызстане же, как показали события, все вопросы решаются посредством толпы: у кого она больше и громче, тот и прав. По мнению экспертов, это говорит о том, что в государстве отсутствует сильная власть. В противном случае у нас бы не наблюдались бесконечные митинги, во время большей части из которых нарушается общественный порядок. И этот процесс неуправляем.

Особенно это стало популярным после апрельских событий 2010 года. Тогда и стали появляться одни за другими общественные объединения и движения. Представители этих организаций в большинстве своем далеки от стандартов поведения в цивилизованном обществе.

Об этом можно судить по последним резонансным случаям в конце августа 2012 года. Так, около полусотни человек - члены общественных объединений «Мекен шейиттери» и «Айкол Ала-Тоо» проводили митинг у здания Посольства Беларуси в Кыргызстане с требованием выдачи брата экс-президента Жаныша Бакиева. Не дождавшись выхода к ним посла, они принялись закидывать дипмиссию камнями. В результате активисты выбили четыре оконных стекла, разбили цветочные горшки... Свои акции они продолжили и в сентябре и, похоже, переходить к цивилизованным формам протеста не собираются.

В этот же день во время прямого эфира в студию ОТРК ворвались представители ОО «Новая кыргызская оппозиция» и сорвали аукцион по продаже лицензий на недра. Действо сопровождалось потасовками, порчей техники и имущества канала, даже выкручиванием рук участнице эфира. О чем это говорит? О том, что нынче можно врываться куда угодно, срывать что угодно, избивать кого угодно и главное - тебе за это ничего не будет.

Безусловно, к числу главных революционных достижений можно отнести безграничную свободу волеизъявления. Этим правом может пользоваться абсолютно каждый гражданин, но по мере необходимости. Участие в самых разных акциях протеста для некоторых наших граждан превратилось в профессию - на митинги они ходят как на работу и, разумеется, не бесплатно. Об этом можно судить по той периодичности всплесков их завидной активности. Зачем заниматься какой-либо рутиной, если можно громить, набить кому-то физиономию и выплеснуть свой негатив с помощью ненормативной лексики с привкусом махрового национализма?!

Можно понять эмоциональное состояние тех, кто потерял во время определенных событий своих родных или близких и требует справедливости. Однако никак не поддается пониманию агрессивность толпы, которая закидывает камнями диппредставительство, или патриотические чувства тех, кто срывает в прямом эфире аукционы с участием иностранных инвесторов. Разве в этот миг их заботит вопрос, каким будет наш моральный облик в глазах мировой общественности? Мы и без того совершили множество действий, после которых нас можно называть дикарями.

Порочная система

«Мы особенно боимся противозакония в общественных делах, повинуемся лицам, стоящим в данное время у власти, и законам. Особенно тем из них, которые созданы в интересах обиженных».
Перикл

Общественность более удивляет не поведение участников акций, а бездействие сотрудников правоохранительных органов. Милиция смотрела на все акты агрессии сквозь пальцы, будто ничего противозаконного не происходит. Однако безнаказанность создает все условия для бурной активности и расширения рядов таких «активистов». Еще бы! Ведь за это никто не несет никакой ответственности.

Очевидно, что в работе органов правопорядка сказывается постреволюционный синдром. Когда во время беспорядков милиционеры оказывались крайними. Специалисты связывают это с тем, что милиция боится брать на себя ответственность и применять силу, чтобы не повторить былые ошибки. При этом постоянно говорится о необходимости реформирования правоохранительной системы, предпринимаются попытки, но на деле ничего не делается. И для силовиков подобные явления стали обыденными, на которые не следует обращать внимание и уж тем более принимать адекватные меры.

Мы являемся свидетелями все учащающихся и все более ярых вспышек агрессии так называемых общественных организаций при абсолютной невозмутимости стражей порядка... Эксперты сходятся во мнении, что происходящее, не что иное как борьба политических кланов. Элиты, как во власти, так и вне ее, решают свои меркантильные интересы посредством одного из самых эффективных инструментов воздействия - толпы. И это будет продолжаться в нашей жизни до тех пор, пока в обиходе не появится такое понятие как «ответственность». Иначе государство погибнет от самоварварства.

Бизнес