«Отставка премьер-министра Кыргызстана сопряжена с борьбой за объемы поставок топлива в Центр транзитных перевозок «Манас», - заявил сегодня на пресс-конференции руководитель ОФ «Фонд прогресса» Адиль Турдукулов.
По его словам, основными поставщиками топлива с момента размещения авиабазы выступали не только Mina Corp. и Red Star, но и субподрядные организации. «С 2003 года это были компании «Манас интернейшнл сервис» Айдара Акаева и «Аалам сервис» Адиля Тойгонбаева. В 2009 году в отчете Конгресса США, проводившего расследование, указывалось, что номинальным хозяином компании был Айдар Акаев, но фактическим - Омурбек Бабанов. После революции 2005 года он получил контроль над всеми поставками», - заявил Адиль Турдукулов.
Он отметил, что за счет аффилированных компаний Бабанов единолично осуществлял поставки топлива на авиабазу до 2007 года. «После смерти Александра Иванова были изменены правила ввоза топлива на ЦТП. Этим воспользовалась компания Red Star, построив свой канал поставки. Они создали компанию Manas aero fuels, которая на 50 процентов стала владеть нефтехранилищем возле авиабазы», - сказал правозащитник.
Он добавил, что после 2010 года были определены две компании-поставщика - «Газпром-нефть-аэро» и World fuel services. «Последняя поставляет топливо из нефтехранилища племянника Бабанова, которого зовут Жаныбек. Мы направляли письмо в Генпрокуратуру, чтобы расследовать факт связи Бабанова с World fuel services. Однако ГП перенаправило дело в ГСБЭП, которое работает при правительстве под руководством Бабанова. До сих пор нет никаких ответов и результатов. Это подвергает сомнениям объективность расследования», - отметил руководитель ОФ.
«Бабанов по-прежнему сохраняет свои интересы в ЦТП, и его отставка была сопряжена с борьбой за объемы поставок топлива в ЦТП «Манас», - заключил Адиль Турдукулов.