«Мужчина 54 лет, рост - 1,75 метра, вес - 85 килограммов, глаза карие, волосы седые. Разыскивается по подозрению в причастности к убийству одного или более лиц, созданию организованной преступной группировки, а также похищению людей» - так выглядит ориентировка Интерпола на разыскиваемого брата экс-президента, больше известного в народе как Жаныш. Ему на родине посвящено немало томов уголовных дел, в которых массовый расстрел людей 7 апреля, организация беспорядков на юге республики, убийство экс-руководителя администрации главы государства. И это далеко не полный перечень в его «послужном списке». Пожалуй, таких кровавых фигур в независимой истории страны еще не было...
Берия кыргызской политики
Помнится, как в постреволюционном Кыргызстане в 2005 году после многолетних скитаний и возвращения на родину ужас на бизнесменов и политиков наводил местный Робин Гуд, авторитет, ныне покойный Рыспек Акматбаев. Как известно, излишнее стремление попасть в большую политику привело к загадочной гибели Рыси. Можно с уверенностью констатировать - лавры криминального авторитета перешли к брату президента Курманбека Бакиева - Жанышу. Правда, между ними было серьезное отличие: первый стремился к власти, а второй был в ней.
Ставший со временем ключевой фигурой в клановом режиме Бакиевых, ближайший родственник главы государства решал все кадровые вопросы и оказывал огромное влияние на своего брата. Жаныш Бакиев был и судьей, и палачом одновременно. Соответствующим образом решались и все государственные вопросы. А о методах работы людей Жаныша в народе до сих пор слагают легенды. Это и захват бизнеса, и устранение политических оппонентов, и так далее и так далее. Это отрезанные пальцы и уши в поздравительных конвертах и многое другое. В народе сравнивали Жаныша Бакиева с одной из самых жестоких личностей сталинской эпохи - главой НКВД Лаврентием Берией.
Будучи силовиком до мозга костей, за которого в свое время ручался даже Феликс Кулов, Жаныш Бакиев выстроил вокруг себя такую вертикаль власти, что, можно сказать, держал в руках ключи от мира, знал - кто, что, где и когда. У главы СГО были свои лазутчики, осведомители и исполнители, которые могли наказать кого и как угодно, при необходимости могли пробить по «красной» или по «черной». Чем не методы Берии? И внешне - тот же орлиный взгляд за очками, в котором навсегда поселились прозорливость, хладнокровие, жестокость и кровожадность, как у хищника.
Мы ищем, ищем...
Казалось бы, благо, что такой опасной фигуры нет в Кыргызстане. Но благо это в первую очередь для нынешних властей, которые создают видимость активного поиска Жаныша Бакиева. При этом они как никто другой осознают нежелательность его пребывания в стране.
Представим, что вот, наконец, его схватили и представили самому «справедливому и гуманному» кыргызскому суду. Сразу начинают одолевать сомнения относительно его тюремного заключения. Во-первых, у брата экс-президента по-прежнему везде сидят свои люди, не без помощи которых стал возможным побег из страны еще одного брата Курманбека Бакиева - Акмата. Во-вторых, нет гарантии, что не повторится тот же сценарий, что и со сбежавшим ранее родственником. В-третьих, представители властей боятся Жаныша, ведь он в силу своей осведомленности многое знает про них.
В то же время уровень информированности руководства республики относительно передвижений объявленного им в международный розыск брата экс-президента оставляет желать лучшего. Так, в декабре 2010 года ситуацию, можно сказать, взорвал замминистра внутренних дел Мелис Турганбаев - заявлением, что Жаныш Бакиев неоднократно наведывался в Кыргызстан. «У меня есть достоверная информация, что он несколько раз приезжал в страну. Жаныш Бакиев пересек границу с Таджикистаном три раза и побывал в республике», - заявил Мелис Турганбаев. В Госкомитете нацбезопасности информация вызвала бурю возмущения. «Если заместитель министра знал о приезде Жаныша Бакиева и не задержал его, то такого чиновника надо убрать с поста», - негодовал тогдашний председатель ГКНБ Кенешбек Душебаев.
Подобные действия силовиков говорят о несогласованности или нежелании спецслужб выдавать своего бывшего покровителя. О чем в сентябре 2011 года заявил депутат парламента Бактыбек Калмаматов. Нардеп сообщил, что Жаныш Бакиев тайно посещал республику и встречался со своими бывшими сподвижниками. «Мне сообщили, что в селе Саламалик Ошской области Жаныш Бакиев встречался с Адаханом Мадумаровым и Эльмурзой Сатыбалдиевым. Большинство жителей села подтвердили, что видели его и даже подавали ему чай», - рассказал депутат. При этом он усомнился, что чекисты не знали о данном визите. Все эти факты просто кричат: Жаныш Бакиев имеет прежнее влияние как на силовые структуры, так и на властные.
Экстрадировать нельзя помиловать
После всех мытарств в поиске Жаныша Неуловимого, который не раз «уходил» прямо из-под носа, лучик надежды поймать его забрезжил из Минска. 17 августа 2012 года белорусский активист кампании «Говори правду» Михаил Пашкевич разместил в Facebook фотографии, на которых изображен брат бывшего главы Кыргызстана. На снимках видно, как Жаныш Бакиев спокойно разгуливает в центре белорусской столицы в компании двух людей, также разыскиваемых Интерполом. В МВД КР заявили, что они также причастны к делу о тройном убийстве экс-руководителя администрации президента Медета Садыркулова, директора МИСИ Сергея Слепченко и водителя Кубата Сулайманова.
К слову, автору данных фотоснимков Михаилу Пашкевичу позже поступила записка «с приветом от господина Бакиева». Блогер писал, что за ним ведется слежка и он опасается за свою жизнь. Активисту белорусской оппозиции полагается вознаграждение в $100 тысяч за представленные данные о местонахождении разыскиваемого беглеца, обещанное Кыргызстаном. Только вряд ли он его получит. Как и мы - Жаныша.
Похоже, усилия руководства Кыргызстана добиться выдачи главного фигуранта всех «кровавых дел» бакиевского режима заведомо обречены на провал. Да, была вручена вербальная нота МИД КР с требованием «принятия белорусской стороной исчерпывающих мер по задержанию и дальнейшей экстрадиции объявленного в международный розыск Жаныша Бакиева». Во как! Интересно было бы посмотреть на выражение лица Александра Лукашенко, когда тот послушал эту нотку! О реакции «батьки» можно судить по ответу Генпрокуратуры Беларуси, которая квалифицировала гонения в адрес брата экс-президента Кыргызстана как «преследования по признаку политических убеждений».
Но наше внешнеполитическое ведомство пошло дальше - отозвало своего посла из Минска для консультаций. Однако, как сообщили в самом диппредставительстве КР в РБ: «В настоящее время его (посла) нет в Беларуси. Несколько дней назад он уехал в командировку». Только имеет ли она отношение к отзыву Эрика Асаналиева в Бишкек, в посольстве не знают. А в МИД все же подтвердили пребывание посла в столице и проведение консультаций о дальнейших отношениях Кыргызстана и Беларуси. «Нельзя сказать об их осложнении, но здесь все зависит от реакции РБ. Вербальная нота - серьезный документ в дипломатии, и реакция на нее должна обязательно последовать», - сказал пресс-секретарь МИД КР Нуржигит Кадырбеков и отметил, что если даже не последует реакции, то «КР будет действовать строго в рамках международного законодательства».
Неуловимый мститель
Экспертам же остается прогнозировать дальнейший ход событий вокруг персоны Жаныша Бакиева. По мнению политологов, здесь межгосударственный конфликт маловероятен, поскольку в этом клубке переплетено много интересов. Специалисты сходятся во мнении, что Кыргызстан постучал не в ту дверь, в этом вопросе за помощью надо было обратиться к России. Хотя и здесь Кремль вряд ли помог бы, потому что это чревато конфликтом уже между РФ и РБ, при котором белорусы могут хлопнуть дверью Таможенного союза. А этого россиянам очень как не надо.
Как считают эксперты, апеллирование властями Кыргызстана к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и международным договорам выглядит бесперспективно. Поскольку Александр Лукашенко, привыкший не подчиняться законам и подгонять их под себя, не станет выполнять взятые на себя обязательства в рамках конвенции. Тем более в международной практике не предусмотрено мер принудительного характера. Как и нет никаких рычагов давления на «батьку» у Интерпола.
Вот и остается Кыргызстану надеяться только на смену власти в Беларуси, чтобы экстрадировать семью Бакиева и его приближенных. Генпрокурор Аида Салянова признала бессилие надзорного органа в решении этой задачи. А то, что в ближайшей перспективе в стране «батьки» произойдут долгожданные для прогрессивных сил перемены, представляется с трудом. Да и не надо нам этого представлять. Александр Лукашенко озвучил свою позицию на события апреля 2010 года в КР: «Это государственный, антиконституционный переворот. Не дай бог оппозиции посадить или еще хуже - застрелить нынешнего президента. Это выйдет боком... Нормальный был человек (Курманбек Бакиев), пусть найдут лучшего».
Впрочем, логика президента Беларуси более понятна, чем та, которой руководствуются кыргызские власти: когда вначале машут представителям прежнего режима на прощанье платочком, создав все условия для побега, а потом требуют их выдачи, чтобы отчитаться перед родственниками пострадавших.