Кыргызстан посетила специальный советник Бюро по вопросам детства Госдепартамента США Сьюзен Джейкобс. Многие годы она занимается вопросами международного усыновления.
Напомним, что несколько лет 65 американских семей хотят усыновить детей из Кыргызстана. Процесс затянулся после введения в 2008 году моратория на международное усыновление.
- Сьюзен, есть ли от ваших поездок в Кыргызстан какие-то сдвиги для решения вопросов усыновления?
- Каждый раз мы находим новые пути для разрешения дел по усыновлению, которые, можно сказать, застряли. Хочется отметить, что недавно Кыргызстан ратифицировал Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении международного усыновления, принятую в Гааге. Одобрен новый Семейный кодекс, совершенствуется система защиты прав ребенка.
- Какие преимущества дает Кыргызстану принятие Гаагской конвенции?
- Это позволит усилить защиту прав детей при международном усыновлении. Создаются правовые основы для взаимодействия Кыргызстана с иностранными государствами в данном процессе и инструменты контроля судьбы усыновленных детей. Сегодня конвенцию ратифицировали 60 стран. Кыргызстан стал 61-й. Очень важно, что все страны-участницы имеют полную информацию о стране-усыновителе. Каждые четыре года их представители встречаются и обсуждают вопросы усыновления и защиты прав ребенка.
- Получается, по вопросам международного усыновления гораздо эффективнее работать в рамках Гаагской конвенции, а не двусторонних соглашений?
- Абсолютно верно. До принятия конвенции более 18 месяцев мы пытались проводить усыновление на основе двусторонних соглашений, но процесс затягивался. Нормы конвенции же дают больше шансов на усыновление детей, поскольку между странами-участницами существуют правовые рамки, в которых можно действовать и договариваться. При этом разделяется ответственность за судьбу каждого ребенка.
Принятый в Кыргызстане новый Семейный кодекс позволяет работать в рамках конвенции. В нем есть понятие фостерной семьи, определены критерии для агентств, занимающихся усыновлением. Очень важен вопрос цены на предоставление услуг по усыновлению - сколько правительство будет взимать за это. В Гаагской конвенции информация о деньгах за международное усыновление открытая, что усиливает прозрачность и не дает развиваться коррупции. Если аккредитационные агентства будут работать на территории страны плохо, то кыргызское правительство может прекратить их деятельность.
- Наверняка вы посетили детские дома? Какие впечатления остались?
- Мы посетили Беловодский детский дом. Я увидела, что за детьми хороший уход. Но каким бы хорошим он ни был в госучреждении, дети должны жить в семье. Очень важно для каждого найти свой дом. Если дети в Кыргызстане не находят семью в пределах страны, то мы рассматриваем возможность приобретения ее за пределами государства. Девять кыргызстанских детей уже нашли семьи в США. Изначально речь шла о 65. Сейчас 25 детей в процессе усыновления. Два ребенка за последние годы погибли. Около 10 детей усыновлены местными жителями. Еще несколько дел рассматриваются в Бишкекском районном суде, но пока судьи не дают одобрения на международное усыновление. Еще несколько дел рассматривает Министерство социального развития.
Наша цель - помочь детям воссоединиться с приемными родителями. Хочу отметить, что американские родители не получают никаких льгот и привилегий со стороны своего правительства. Они просто хотят, чтобы у них были дети.
- Есть ли обеспокоенность по поводу введения двухмесячного моратория на международное усыновление?
- Мы воспринимаем это не как мораторий, а как определенную задержку, повод, чтобы привести действующую систему в более правильную форму.
- Вы наверняка наслышаны о скандале, разгоревшемся вокруг Минсоцразвития?
- Да, выдвигаются определенные обвинения против его главы. Хочу лишь отметить, что вина любого человека должна решаться в суде. Я лишь надеюсь, что эта ситуация не скажется на детях, которых усыновляют.