Пока государство не возьмет под свой полный контроль процесс изготовления паспортов, домыслы, опасения, подковерные игры, коррупционные схемы, пожалуй, до основания изъедят систему. Можно, конечно, как у нас принято, довести ситуацию до ручки, замести следы так, что и спросить будет не с кого. Кое-какие шаги для оптимизации властями все же предпринимаются. Но возникает вопрос: к чему они приведут?
Новаторы
Члены нынешнего кабинета министров от предшественников отличаются изобилием идей - на любой вкус и кошелек. Чего только министры не предлагали бедному народу для улучшения жизни, какие только попытки не предпринимали, чтобы вытащить экономику из застоя. Все без толку. Как вдруг чиновникам в голову пришла идея печатать бумаги государственного значения - паспорта, ценные бумаги и прочее - в собственной типографии: и гражданам хорошо, и государству прибыльно.
На заседании правительства 17 июля премьер-министру Омурбеку Бабанову был презентован проект типографии, которая по задумке автора сможет выпускать 260 видов государственных бумаг за исключением денежных знаков. «Реализация проекта рассчитана на 10 лет. Типография обойдется в $30-50 миллионов. Предполагается, что 51 процент ее доли будет принадлежать Кыргызстану, 49 - инвестору, но при условии, что через 10 лет он передаст свою долю нам», - пояснил заведующий отделом реального сектора и инфраструктуры аппарата кабмина Марлен Маматалиев.
В Кыргызстане уже стало традицией в отношениях с инвестором косвенно решать свои внутренние проблемы, например, вкладывать в предприятия в качестве своей доли рабочую силу (одновременно с этим решается проблема безработицы) и недвижимое имущество в виде развалюшек. В то же время от инвесторов требуются многие миллионы. Этот случай не стал исключением - в реализацию проекта мы предоставляем работников, которых еще придется обучать, а инвестор должен вложить деньги и обеспечить его новейшим высокотехнологичным оборудованием.
По мнению аппаратчиков правительства, государственная казна от проекта сможет дополнительно получать до 1 миллиарда сомов в год. Учитывая, что с 2004 года бланки для паспортов печатала английская компания «Де Ля Ру», то, по расчетам, за этот период упущенная государством прибыль составляет порядка 8 миллиардов сомов.
Осталось найти тех самых инвесторов, готовых вложить деньги в предприятие. Отбор таковых планируется провести уже в сентябре. Причем, предполагается, что тендер будет открытым и прозрачным. Кто бы сомневался!
Терпение, господа!
Но проект типографии пока в перспективе. Контракт с «Де Ля Ру» закончился, компания выполняет последние заказы и по их завершении покинет Кыргызстан. Но, как известно, свято место пусто не бывает. В апреле в Государственную регистрационную службу поступило распоряжение правительства о проведении тендера на закупку бланочной продукции, в том числе для паспортов. 6 августа состоялось вскрытие тендерных заявок. Компания MORPHO (Франция) оценила свои услуги в $41 миллион 31 тысячу 918, Muhlbauer High Tech (Германия) - в $28 миллионов 790 тысяч, KOMSCO (Южная Корея) - в $76 миллионов 371 тысячу 357, IRIS Corporation Berhard (Малайзия) - в $61 миллион 747 тысяч, Австрийская государственная типография - в $53 миллиона 341 тысячу 680, Garsu Pasaulis (Литва) - в $49 миллионов 930 тысяч 400.
Перед участниками тендера была поставлена задача, чтобы их продукция и услуги не превышали по ценам показатели «Де Ля Ру». По утвержденному графику итоги должны быть озвучены 27 августа. Но пока правительство озадачилось созданием гостипографии, работа тендерной комиссии приостановлена.
Связанные одной цепью или целью?
В настоящее время действуют два контракта: с «Де Ля Ру» - на изготовление бланков и с ОсОО «Интел Линкс» - на персонификацию паспортов. Контракт с первой компанией давно истек, весь объем госзаказа у нее выкуплен. Но так как вопрос с типографией пока не решен, Государственная регистрационная служба закупила у «Де Ля Ру» бланки впрок - для изготовления еще 400 тысяч ID-карт, которых хватит до февраля 2013 года.
«Интел Линкс» продолжит оказывать услуги по персонификации паспортов до открытия государственного центра, которое намечено на 30 августа. В настоящее время ID-карта изготавливается «Интел Линкс» в течение 10, загранпаспорт - 20 дней. Компания строго придерживается данного графика, так как заинтересована в сохранении своего отдела срочного документирования. А за срочность, как говорится, нужно платить. На деле паспорт можно изготовить и за 3 дня. Предполагается, что когда процесс по персонификации паспортов государство возьмет в свои руки, сроки изготовления документов и материальные издержки по ним сократятся. Но это при условии, что бланки будут закупаться у иностранной компании, а не изготавливаться в республике, где типографские услуги (поставка которых пока еще только в проекте) будут стоить значительно дороже.
Эксперты отмечают, что государство еще не готово реализовать проект. «Типографское производство бывает рентабельным только при печатании больших тиражей, например, если оно обслуживает 15-20 миллионов человек. Изготовленные в Кыргызстане документы будут на порядок дороже. Если государство готово дотировать проект, бланки станут дешевле», - отмечают они.
Но возьмут ли власти на себя эту ношу, да и какой бизнесмен решится на подобную авантюру?
На распутье
Ситуация загнала чиновников в тупик. На строительство типографии уйдет более года. Если работать ускоренными темпами, то новые бланки сойдут с конвейера к концу 2013-го. Бланков на изготовление паспортов от «Де Ля Ру» хватит только до февраля-марта. Потенциальные же поставщики, участвующие в тендере, обязуются запустить производство в течение 6 месяцев.
ИА «24.kg» стало известно, что на собственной типографии объем стратегических бланков, необходимых на 10 лет, можно изготовить всего за полгода. Все остальное время предприятие будет вынуждено простаивать. Как известно, качество государственных бланков будет зависеть от современного оборудования. А какой инвестор захочет вкладывать деньги в нерентабельный проект? Ему важно вернуть вложенные средства и получить прибыль. Компания, которая умеет считать деньги, на такой риск не пойдет.
Налево пойдешь - паспорт потеряешь
Эксперты предполагают три варианта развития событий. Первый - вообще ничего не делать, второй - все же провести тендер и определить поставщика услуг, третий - отменить тендер и реализовать проект типографии.
Первый вариант приведет к паспортному коллапсу. Рано или поздно бланки закончатся, а договор на покупку новых не заключен, типография не построена. Нам либо придется вновь идти на поклон к «Де Ля Ру», клянча отпечатать небольшие объемы документов, либо искать новых поставщиков.
Контракт с какой-либо компанией повяжет нас в течение 10 лет пользоваться только ее услугами. При таком раскладе население будет обеспечено документами государственного образца, но о типографии придется забыть на десятилетие. Однако появится возможность проявить нам свои дизайнерские способности. Пока дизайном документов занимается «Де Ля Ру». В 2004-м мы профукали такой пункт в контракте. При заключении договора с новым подрядчиком ГРС надеется отстоять за собой право на разработку внешнего вида паспортов и прочей документации.
Если отменить тендер и начать конкурсный отбор инвесторов, то еще нереализованный проект типографии окажется заранее обреченным на банкротство. Хотя по нему партнер за 10 лет должен отработать предполагаемые для вложения $30 миллионов, чтобы затем полностью передать управление предприятием Кыргызстану. Говорить о снижении стоимости паспортов не придется. Покупка оборудования, расходных материалов, содержание персонала, налоговые отчисления доведут-таки госпредприятие до банкротства. То есть выйти на современный уровень, чтобы печатать документы, соответствующие мировым стандартам, оно вряд ли сможет.
При этом мы не обсуждаем вопросы коррумпированности наших чиновников, отношения к инвесторам и многие другие. Какие шаги предпримет в сфере паспортизации населения действующее правительство, покажет время. Пока вопрос обеспечения главными государственными документами, требующими особых степеней защиты, остается проблемным. То есть водяные знаки на ценных бумагах и паспортных бланках мы пишем пока вилами на воде.