Профессор Улан Бримкулов во время Международной летней школы, посвященной подготовке государственных кадров, сделал весьма любопытную презентацию. Как человек, много лет ратующий за всевозможную интернетизацию и приобщение к электронным благам, он остановился на аспектах, которые, в общем-то, остаются за бортом внимания. Например, о невыгодности электронного правительства и об электронной коррупции (да-да!).
- Столько лет нам говорят об электронном правительстве и время от времени даже рапортуют о его внедрении. Скажите, есть или нет у нас электронное правительство?
- Я считаю, что его не было. Были отдельные элементы. Электронное правительство - не изделие, которое или есть, или его нет. Это процесс информатизации государственного управления, который на каком-то этапе при достижении определенных параметров может называться электронным правительством.
- Что за параметры?
- Простейшее - развитие сайтов госорганов. И не надо это понимать узко - что это газета в электронном варианте, чтобы ее можно было просто прочитать. Через сайты надо проводить транзакции, какие-то операции, организовывать выборы, голосования. Нужно, чтобы сайты обязательно имели обратную связь с клиентом, чтобы через них можно было выйти на банк данных определенного госоргана и получить доступную информацию. Сайты достигли того уровня, когда становятся ядром информационной системы, а не просто «визиткой».
- Выступая в Международной летней школе Академии госуправления, вы сказали, что электронное правительство имеет много негативных моментов. Почему и какие?
- Ну не много. Например, при внедрении электронного государственного управления появляется понятие «сверхбюрократия» (все, что обрабатывается на компьютере, должно быть сильно формализовано, госслужащий должен будет действовать в рамках очень жесткого регламента, а машина не даст ему выйти за его пределы). Электронное правительство рассматривается как средство борьбы с коррупцией. А теперь появилось понятие «электронная коррупция». Коррупционные рычаги переходят в другие руки - тех, кто администрирует сайт. В связи с этим должно быть принято жесткое законодательство.
- Фактически главным человеком становится системный администратор, вбивающий данные на сайте?
- Да-да (смеется). Но вот аналогия: к счастью, если раньше экзаменами занимались сто преподавателей, то теперь ключи от теста у одного человека. И в сто раз легче найти виновного в распространении ответов. Информационные технологии делают открытой работу любого госслужащего, и он начинает заниматься популизмом, чтобы выглядеть хорошо в глазах общественности. Это тоже результат открытости.
- Озадачили. Так надо ли нам его внедрять? Плюсы-то какие?
- Есть два подхода. Первый: вся система становится автоматизированной. Второй, более фундаментальный: внедрение электронного правительства должно изменить стиль госуправления. Информационная система уменьшает количество уровней управления. Кыргызстан - маленькая страна. Фактически из одного министерства можно управлять всеми школами республики, к примеру. Но без информационных технологий сделать это невозможно.
- Так есть ли реальная нужда в электронном правительстве, когда «живое» - в хаосе? Или это все популизм?
- Да, именно популизм: премьер-министр ни разу не собрал Совет по ИКТ. Полномасштабное внедрение электронного правительства позволит резко снизить уровень коррупции. И это удобно. Приятно же и вам, и мне: истек срок паспорта - получить его по Интернету. Если сейчас, чтобы получить документ, нужна обработка во многих министерствах. Хотя данные о вашей прописке у них есть, вас посылают к квартальному и так далее.
- Вы думаете, электронное правительство в Кыргызстане реально?
- Да. Хотя ничего не делается. Надо начать с малого, не с концепции - стратегии - плана действий - и в конце пшик. Многие государства не замахивались на концепции, а шли снизу. Как в США: надо было автоматически декларации заполнять - сделали. И попробуй к ним лично прийти: «Не приходите к нам - вот сайт, там заполните!». А у нас, если лично не придешь, ничего не добьешься.
- Главная цель любого электронного правительства - быстрое и качественное оказание услуг. Это связано с надежной системой идентификации личности...
- Как идентифицировать человека? В России флеш-карты. Но ты можешь ее потерять, передать другому. Отпечатки пальца? Так теперь есть липучки незаметные на эти пальцы... Идентификация личности - это проблема: все делается без личной явки человека, через Интернет. Это дает возможность зайти в базу данных и посмотреть.
- Есть ли нормальный план создания электронного правительства?
- Во всех странах был ответственный уполномоченный орган: где-то Минфин - как самое могучее министерство, где-то Министерство коммуникаций, где-то - специальная структура при президенте. При прежних главах государства у нас работала комиссия по информатизации, позже преобразованная в Совет по ИКТ при президенте, пониженный при Курманбеке Бакиеве до Совета при правительстве. Он существует и сейчас, но... При Акаеве он собирался раз пять-шесть в год, а сейчас из «последних новостей» - разве что наше с Живоглядовым обращение к Алмазбеку Атамбаеву, когда он еще премьером был, с рекомендациями.
- В общем, никто электронным правительством у нас не занимается?
- Занимается, но в виде разрозненных маленьких проектов.