01:28
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91
Общество

Электронное правительство и… сверхбюрократия

Профессор Улан Бримкулов во время Международной летней школы, посвященной подготовке государственных кадров, сделал весьма любопытную презентацию. Как человек, много лет ратующий за всевозможную интернетизацию и приобщение к электронным благам, он остановился на аспектах, которые, в общем-то, остаются за бортом внимания. Например, о невыгодности электронного правительства и об электронной коррупции (да-да!).

- Столько лет нам говорят об электронном правительстве и время от времени даже рапортуют о его внедрении. Скажите, есть или нет у нас электронное правительство?

- Я считаю, что его не было. Были отдельные элементы. Электронное правительство - не изделие, которое или есть, или его нет. Это процесс информатизации государственного управления, который на каком-то этапе при достижении определенных параметров может называться электронным правительством.

- Что за параметры?

- Простейшее - развитие сайтов госорганов. И не надо это понимать узко - что это газета в электронном варианте, чтобы ее можно было просто прочитать. Через сайты надо проводить транзакции, какие-то операции, организовывать выборы, голосования. Нужно, чтобы сайты обязательно имели обратную связь с клиентом, чтобы через них можно было выйти на банк данных определенного госоргана и получить доступную информацию. Сайты достигли того уровня, когда становятся ядром информационной системы, а не просто «визиткой».

- Выступая в Международной летней школе Академии госуправления, вы сказали, что электронное правительство имеет много негативных моментов. Почему и какие?

- Ну не много. Например, при внедрении электронного государственного управления появляется понятие «сверхбюрократия» (все, что обрабатывается на компьютере, должно быть сильно формализовано, госслужащий должен будет действовать в рамках очень жесткого регламента, а машина не даст ему выйти за его пределы). Электронное правительство рассматривается как средство борьбы с коррупцией. А теперь появилось понятие «электронная коррупция». Коррупционные рычаги переходят в другие руки - тех, кто администрирует сайт. В связи с этим должно быть принято жесткое законодательство.

- Фактически главным человеком становится системный администратор, вбивающий данные на сайте?

- Да-да (смеется). Но вот аналогия: к счастью, если раньше экзаменами занимались сто преподавателей, то теперь ключи от теста у одного человека. И в сто раз легче найти виновного в распространении ответов. Информационные технологии делают открытой работу любого госслужащего, и он начинает заниматься популизмом, чтобы выглядеть хорошо в глазах общественности. Это тоже результат открытости.

- Озадачили. Так надо ли нам его внедрять? Плюсы-то какие?

- Есть два подхода. Первый: вся система становится автоматизированной. Второй, более фундаментальный: внедрение электронного правительства должно изменить стиль госуправления. Информационная система уменьшает количество уровней управления. Кыргызстан - маленькая страна. Фактически из одного министерства можно управлять всеми школами республики, к примеру. Но без информационных технологий сделать это невозможно.

- Так есть ли реальная нужда в электронном правительстве, когда «живое» - в хаосе? Или это все популизм?

- Да, именно популизм: премьер-министр ни разу не собрал Совет по ИКТ. Полномасштабное внедрение электронного правительства позволит резко снизить уровень коррупции. И это удобно. Приятно же и вам, и мне: истек срок паспорта - получить его по Интернету. Если сейчас, чтобы получить документ, нужна обработка во многих министерствах. Хотя данные о вашей прописке у них есть, вас посылают к квартальному и так далее.

- Вы думаете, электронное правительство в Кыргызстане реально?

- Да. Хотя ничего не делается. Надо начать с малого, не с концепции - стратегии - плана действий - и в конце пшик. Многие государства не замахивались на концепции, а шли снизу. Как в США: надо было автоматически декларации заполнять - сделали. И попробуй к ним лично прийти: «Не приходите к нам - вот сайт, там заполните!». А у нас, если лично не придешь, ничего не добьешься.

- Главная цель любого электронного правительства - быстрое и качественное оказание услуг. Это связано с надежной системой идентификации личности...

- Как идентифицировать человека? В России флеш-карты. Но ты можешь ее потерять, передать другому. Отпечатки пальца? Так теперь есть липучки незаметные на эти пальцы... Идентификация личности - это проблема: все делается без личной явки человека, через Интернет. Это дает возможность зайти в базу данных и посмотреть.

- Есть ли нормальный план создания электронного правительства?

- Во всех странах был ответственный уполномоченный орган: где-то Минфин - как самое могучее министерство, где-то Министерство коммуникаций, где-то - специальная структура при президенте. При прежних главах государства у нас работала комиссия по информатизации, позже преобразованная в Совет по ИКТ при президенте, пониженный при Курманбеке Бакиеве до Совета при правительстве. Он существует и сейчас, но... При Акаеве он собирался раз пять-шесть в год, а сейчас из «последних новостей» - разве что наше с Живоглядовым обращение к Алмазбеку Атамбаеву, когда он еще премьером был, с рекомендациями.

- В общем, никто электронным правительством у нас не занимается?

- Занимается, но в виде разрозненных маленьких проектов.

Бизнес