16:38
USD 88.91
EUR 94.75
RUB 0.95
Общество

Похить меня, любимый…

В Кыргызстане родители похищенной 6 августа девушки уже через четыре дня дали согласие на ее брак со злоумышленником. По словам матери девушки, похититель «оказался ее молодым человеком». «Она просто боялась признаться. Теперь мы все-таки решили согласиться на их брак. Три дня молодые находились в горах у дяди, так как боялись последствий похищения», - призналась она. Ну и замечательно!

А ведь еще два дня назад взволнованная судьбой дочери мать организовала пресс-конференцию и рассказывала журналистам, что ей «периодически звонят незнакомые люди и просят согласия на вступление в брак ее дочери с неким женихом по имени Каныбек, при этом не дают поговорить с дочерью».

Пример из восьмидесятых...

Далекие 80-е... Мне тогда лет 12-13. Выпускницу нашей школы, как говорится, комсомолку, спортсменку и просто красавицу Амину украл ее же молодой человек. То, что Амина с Эрмеком дружили, все уже давно знали. Вернулся парень из армии и «украл» ее. Но об этом все говорили шепотом... Потому что ее родители, особенно отец, в то время директор нашей школы, были категорически против их отношений. В селе недоумевали: почему образованный человек, сам создавший интернациональную семью, против счастья собственной дочери? То, что он был этническим таджиком, а жена кыргызка из нашего же села, я поняла, когда стала постарше. Оказывается, Ильхом агай намеревался выдать свою дочь в одну из семей своих родственников, проживающих в Наманганской области РУз. Наверное, хотел укрепить связи с родней, так как старшая дочь тоже вышла замуж за местного.

Все село ждало, как поступит Ильхом агай. Эрмек оказался прозорливым и увез свою невесту к дальним родственникам. Понятное дело, если бы он привел Амину к себе домой, родители тут же забрали бы ее обратно. Так прошло больше недели. Тем временем родители жениха не раз пытались получить согласие Ильхом агая: каждый день ходили к нему, просили, умоляли. Тот ни в какую. Нет, и все! Тогда окончательно потерявшие надежду родители жениха с согласия самой невестки провели обряд нике (венчания) в селе, где прятались молодые, и сделали той для сельчан. Обиженный отец Амины запретил общаться с дочерью всем: и матери, и другим детям, и родственникам... Так прошло лет пять. За это время в молодой семье родились двое детей. Примирить две стороны, а главное - девушку с родителями - удалось Мумин ава - уважаемому человеку, председателю нашего колхоза, в 70-е самого крупного и богатого в районе.

Привычка свыше нам дана?

В большинстве случаев жертвы так называемой традиции «похищения невесты» недовольны своей судьбой: или семья распадается, или муженек оказывается пьяницей, а то и тираном. В итоге молодые девушки, не достигшие и двадцати лет, остаются с детьми на руках. Обратно в семью родителей их принимать не хотят. А когда терпеть становится невмоготу, решают тянуть семейную ношу в одиночку. Впрочем, нередко женщины считают побои и вечные попреки нормой, живут, словно во сне. Таких примеров в стране тысячи. Думаю, нет необходимости описывать судьбу каждой, они похожи друг на друга как две капли воды. А вот о самом процессе похищения стоит рассказать.

Белый цвет насилия

Девушку воруют насильно в прямом смысле слова, когда и будущий жених, и его родственники уверены, что с ними не хотят породниться. Именно поэтому заранее подготавливают пожилых опытных женщин, способных уговорить молодую не сопротивляться обычаям. Предполагается, что они-то и помогут надеть на девушку белое брачное платье (обычно самого простого фасона) и белый платок. Обязанность жениха - во что бы то ни было привести девушку домой, неважно на чем: на машине, на тракторе, на грузовике... Девушку удерживают дома и никуда не отпускают, пока опытные женщины даже против ее воли не наденут на нее новое платье. Натянули - считай, преодолели полпути. У порога дома ложится какая-нибудь старушка, ее посыпают солью, кладут на нее хлеб, что, по задумке, должно послужить девушке препятствием: не каждая решится переступить. Есть поверие, что если девушка перешагнет через человека, через хлеб-соль, то на всю жизнь останется проклятой и никогда не будет счастлива.

Участники похищения с нетерпением ждут ночи. По традиции считается: если девушка остается на ночь у того, кто ее похитил, то она просто обязана выйти за него замуж. Даже если и не было между ними интимной близости, она считается опозоренной. Теперь вряд ли кто-нибудь женится на этой девушке. Ведь никому ничего не докажешь, все будут говорить: «Она переступила порог дома чужого мужчины...»

Дешевле скота

Парадокс: на сегодня кража домашнего скота квалифицируется Уголовным кодексом КР как тяжкое преступление, а похищение невесты - как менее тяжкое. Кража невест подпадает под две статьи УК КР: статья 154 «Принуждение к вступлению в фактические брачные отношения с лицом, не достигшим семнадцатилетнего возраста» и статья 155 «Принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствование вступлению в брак». Так вот, согласно 165 статье УК КР, за скотокрадство можно получить до 11 лет лишения свободы с конфискацией имущества. За кражу невесты от 100 до 200 расчетных показателей (равных 100 сомам) либо (вероятно, при каких-то отягчающих обстоятельствах) ограничение свободы аж до 3 лет.

Исходя из этого, депутат парламента от фракции «Ар-Намыс» Айнуру Алтыбаева инициировала законопроект, который ужесточает меры наказания для тех, кто крадет или же намерен красть молодых девушек. В документе предлагалось переквалифицировать умыкание девушек с менее тяжкого преступления на более тяжкое, наказание за которое предполагает до 10 лет лишения свободы.

Однако законопроект подвергся массовой критике. Так, депутат от фракции «Ата Журт» Мыктыбек Абдылдаев отметил, что Кыргызстан брал на себя обязательства перед международным сообществом по гуманизации Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. «Сейчас мы наоборот ужесточаем их. Как бы такая политика не привела к противоречиям с нашими обязательствами», - добавил он. Но самый оригинальный аргумент привел народный избранник из «Ар-Намыса» Кожобек Рыспаев. «Вот вы говорите, что за кражу скота дают больше, чем за кражу невест. Но ведь скот съедают, а женщин - нет», - заявил парламентарий. Мужчины-парламентарии выступают против 10-летнего наказания за кражу невест. По их мнению, «в тюрьмах Кыргызстана просто не хватит места для всех виновников».

Эксперты отмечают, что парламент в целом не воспринимает проблему похищения невест всерьез: из 120 депутатов Жогорку Кенеша в голосовании приняли участие лишь 73 парламентария. Из 43 проголосовавших в пользу принятия законопроекта 17 (из 26 женщин-депутатов парламента) являлись женщинами; из 30 проголосовавших «против» три женщины. Из 47 депутатов, не присутствовавших на заседании, 41 мужчина.

Статистика.kg

С 2008 по 2011 год в стране зафиксировано 24 тысячи случаев похищения невест, причем большинство браков, созданных в результате известной традиции, впоследствии распались. Об этом на заседании парламента в мае 2012-го сообщил омбудсмен КР Турсунбек Акун. Однако до милиции эти случаи, как правило, не доходят: в марте 2012 года старший прокурор Генпрокуратуры Мелис Асанбеков на круглом столе «Борьба с насилием против женщин: опыт, реалии, перспективы» отметил, что за 12 лет милицией зарегистрировано всего 159 фактов принуждения к вступлению в брак. Если верить «суровой статистике» НПО «Центр помощи женщинам», в Кыргызстане только за одни сутки совершаются 32 кражи невест и 6 изнасилований, за один месяц крадут тысячу невест, а за год - 11 тысяч 800.

Интересную информацию для СМИ КР еще в 2009 году предоставили научный исследователь университета Филадельфии Рассел Клейнбах и исследователь из КР Гази Баярова. По их информации, самое большое количество краж зарегистрировано в Таласской области. «К примеру, если в Таласе зарегистрировано 86 процентов браков, созданных путем кражи невесты, в Джалал-Абаде - 67 процентов, в Оше - 43 процента, в Чуйской области - 37 процентов, то в Нарынской, Иссык-Кульской и Баткенской - показатели ниже. По кыргызстанским законам кража невесты признается преступлением и за него предусматривается наказание в виде лишения свободы от 2-х до 5 лет. Но не было ни одного случая применения этого закона. Говоря точнее, статья 155 УК КР предусматривает такое наказание, но нет ни одного факта осуждения за кражу», - говорится в их исследованиях.

Нет повести печальнее на свете...

Парень и девушка любят друг друга и готовы вступить в законный брак, но родители против этого. До боли знакомая ситуация, не так ли? Несколько веков назад ее описал Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта». К сожалению, родительский отказ сегодня является одной из самых распространенных причин похищения. И если девушка согласна - закон будет на стороне парня. Правда, девушка должна быть совершеннолетней. Как избежать конфликта с родными в этом случае?

Читатель одного их интернет-форумов, обсуждая эту проблему, пишет: «Нужно до последнего стараться убедить своих родителей в том, что вы хотите быть вместе. Только делать это нужно вместе! Если же ничего не помогает, то тогда «флаг вам в руки и барабан на шею»... Заранее приготовьтесь к тому, что, возможно, от вас отвернутся родители или начнут преследовать родственники. Но будьте уверены: со временем родители примут вас! И тогда ОБЯЗАТЕЛЬНО попросите их благословения! Поверьте, это очень и очень важно!».

Любители сэкономить

Находятся среди женихов и желающие сэкономить. «Тут все предельно просто, - делится опытом читатель интернет-портала. - Как вы понимаете, свадьба - удовольствие дорогое. И для того, чтоб сократить расходы вдвое, а то и втрое, устраивают похищение невесты. Если же девушку забирают из дома, то придется выполнить все требования, а по обычаю, это 4-5 этапов». Каждый из них, понятное дело, требует больших расходов.

Вопросы без ответов

Так что же предпринять? Ужесточить ответственность женихов, приняв строгий закон? Или сделать вид, как это было в советское время, что ничего запретного не происходит? Пока вопрос остается открытым: каждая девушка сама решает, явится ли ее жених свататься официально, или ей все-таки придется шепнуть ему на ушко заветные слова: «Похить меня, любимый».

Бизнес