В Кыргызстане разразился очередной скандал в области международного усыновления.
Накануне социальный педагог Бишкекского дома малютки Чынара Кожобекова рассказала тележурналистам, что отдать иностранным родителям собирались абсолютно здорового малыша. Ребенка в свое время оставила на произвол судьбы родная мать. «Дочь была молода. Все в жизни ошибаются. Я даже не знала, что вот уже несколько лет у меня растет где-то внук. Теперь дочь вернулась на родину и будет воспитывать ребенка сама», - рассказала бабушка.
Как сообщила ИА «24.kg» главный специалист управления лечебно-профессиональной помощи и лицензирования Министерства здравоохранения Эльнура Боромбаева, на усыновление отдаются круглые сироты, официально отказные дети. «Пока юридический статус ребенка не утвержден, и он находится в госучреждении, проводятся разыскные мероприятия близких родственников. Лишь после того, как правоохранительные органы официально подтверждают, что никто не найден, уполномоченный орган решает, отдать малыша на национальное или межгосударственное усыновление. Здоровые дети отдаются исключительно гражданам Кыргызстана. Однако вопрос с больными детьми решается также очень скрупулезно. Мы сто раз подумаем, прежде чем отдавать малыша родителям из-за рубежа», - подчеркнула педиатр.
Считай, повезло
В настоящее время создана специальная комиссия. Ее членам предстоит уточнить информацию и разобраться, как подобное стало вообще возможным. А тем временем, не успели организации иностранных государств получить аккредитацию и начать работу по усыновлению наших детей, как Министерство социального развития вновь наложило мораторий. Аттестаты аккредитации четырех иностранных организаций (из Италии, США, Испании и Нидерландов) теперь недействительны. Действия еще шести иностранных организаций: двух испанских, двух итальянских, а также из Канады и США приостановлены на два месяца. Решение, по данным чиновников, принято «в целях устранения выявленных нарушений и в ответ на протест Генеральной прокуратуры».
За короткое время работы агентств троих детишек все-таки успели усыновить. «Двух мальчиков увезли из Токмакского специализированного дома ребенка, им еще нет четырех, а девочку забрали из Беловодского дошкольного детского дома, она уже постарше. У девчушки гидроэнцефалия. Ее приемная мать из США очень долго находилась в Кыргызстане, постоянно возилась с ребенком и, когда в очередной раз приехала, чтобы забрать больную девочку, незнакомые люди на улицах, видя иностранку с больным ребенком в коляске, подходили и благодарили женщину за этот поступок. Сейчас девочку уже поставили на учет, обследовали, сделали операцию. Состояние ее улучшилось, это видно по присланным фотографиям. А у мальчишек из Токмака очень глубокая психомоторная и речевая задержка в развитии. В Америке их сразу же поставили на учет, родители также прислали их первые фотографии в семейном окружении», - рассказала представитель агентства «Кристиан уорлд Эдопшн» Гульсина Кудаева.
Повиснув в воздухе
Встречи со своими заокеанскими родителями эти дети ждали почти четыре года. «Граждане США собирались забрать их еще до объявления моратория. Сердце кровью обливается при виде таких деток. Они ждут любви и ласки, заботы. Недавно был суд по поводу усыновления одной малышки, ее иностранная мать постоянно за ней ухаживает, у ребенка нет ануса, вставлен катетер, боли у ребенка невыносимые. А тут снова разборки с усыновлением! - сетует она. - Вот таких детей и усыновляют иностранцы, там дети развиваются в силу своих возможностей, растут, окруженные родительским вниманием».
Адаптацию с детьми, по словам Гульсины Кудаевой, прошли уже более 20 детей. Вступления в силу решений суда ждали еще 7 человек. Что теперь будет с этими детишками? Очевидно, снова окажутся в подвешенном состоянии. Напомним, после введения моратория на международное усыновление в феврале 2009 года 65 детям ничего не оставалось, как просто ждать решений чиновников. Двое малышей не справились с болезнью и погибли. Остальные за эти годы заметно подросли. Поскольку они были, так скажем, обещаны американцам, то национальным усыновителям их не отдавали. Естественно, чем старше ребенок, тем меньше шансов остается у него быть усыновленным.
Слова, расхожие с делами
А с середины октября 2011 года в Кыргызстане вновь началась аккредитация иностранных агентств. В интервью ИА «24.kg» заместитель министра соцразвития Гульнара Дербишева тогда заявила: «Вся процедура передачи детей на международное усыновление должна быть далека от коммерческой деятельности. Все мы в первую очередь должны думать об интересах ребят. Мы взяли курс на ужесточение контроля над всей процедурой усыновления, и перед агентствами поставлен ряд четких требований». Однако чиновник призналась, что «любая система аккредитации имеет риски возникновения коррупционных механизмов. Поэтому немаловажно, что в состав комиссии вошли представители Генпрокуратуры и Госкомитета нацбезопасности».
Попали туда и представители министерств здравоохранения, образования и науки и по два представителя от неправительственных организаций. Казалось бы, проделана большая работа по созданию необходимой законодательной базы. Однако на практике все оказалось иначе. Заключения членов комиссии носили лишь рекомендательный характер. А самого министра соцразвития Равшана Сабирова вместе с его помощником теперь пытаются привлечь к уголовной ответственности. Оба обвиняются в вымогательстве взятки в крупном размере от организаций, претендующих на получение права усыновления детей из КР.
Разборки продолжатся
После инцидента чиновники ведомства неохотно идут на контакт с журналистами. Начальник управления по защите детей Екатерина Хорошман в интервью ИА «24.kg» пояснила: коллизия законодательства в том, что определены четкие сроки, в течение которых организации, подавшие заявления на аккредитацию, должны получить ответ. Но не все министерства и ведомства могут уложиться в отведенное время. «Например, МИДу не хватает двух месяцев, определенных в законодательстве, чтобы дать свое заключение о той или иной организации. Головные офисы находятся в разных странах, иногда там нет кыргызских представительств, поэтому запросы приходится отправлять через другие страны», - пояснила она.
Уложатся ли чиновники в два месяца на этот раз, устраняя недостатки? Вновь покажет время. А пока в целях урегулирования международного усыновления предлагается ратифицировать Гаагскую конвенцию о защите детей. Даже если это и будет сделано, пройдет много времени. Почему не сработал механизм международного усыновления? Однозначный ответ на этот вопрос чиновники дать не могут. Вероятно, слишком велико искушение. И интересы сирот, шансы на нормальную жизнь которых тают с каждым днем, к сожалению, здесь играют отнюдь не первостепенную роль.