06:34
USD 87.45
EUR 101.70
RUB 1.08
Общество

Дорогу китайскому императору!

«Эй, джигит, ты так не гони, нам еще пожить хочется!», - говорю я в сердцах шальному водителю такси, который везет нас от станции «Чу» до таможенного поста в Георгиевке. По этой казахстанской дороге, отремонтированной ровно наполовину, ехать следует со скоростью пешехода: трасса подготовлена для ямочного ремонта. А это значит, что в ней выдолблены глубокие метровые квадраты и прямоугольники. Когда их заасфальтируют - одному богу известно. Движение при этом не закрыто, объезда тоже нет. Скачи, как хочешь. Вот мы и долбимся по этим рытвинам. Знакомая картина.

«Это не я лихачу, - огрызается он, - это дорога такая!» Спорить с ним бесполезно, отцу семейства надо заработать. А для этого одного рейса явно недостаточно, надо обернуться по маршруту несколько раз. Простой народишко и в Кыргызстане, и в Казахстане выживает, как может. В этом я убеждаюсь, проехав в очередной раз на знакомом до боли поезде «Бишкек - Екатеринбург». Туда и обратно.

Заглядывая в окошко к соседям

Попасть по железке из Кыргызстана в Россию, минуя Казахстан, невозможно. Вот и смотрю всякий раз на мелькающие мимо села соседей по региону. Станция «Кара-Мурун». Сплошные развалины хозпостроек стоят как памятник былому труду. Все рухнуло, но люди продолжают здесь жить. Кто-то из местных жителей кое-как подлатал изгородь вокруг дома, кто-то поставил новую - из металлического профиля. А один эстет даже установил новые ворота: на их створках на ярко синем фоне навстречу друг другу плывут два белых раскормленных лебедя. Ай, красиво!

Вдоль дороги по всей ее протяженности стоят высохшие карагачи. Солнце и ветер, ветер, ветер... Ощущение безысходности, тоски и заброшенности. Но вот парадокс: из этого края почему-то люди сотнями тысяч не едут на заработки в более успешные страны. Почему же они мигрируют из цветущего Кыргызстана?

Ответ на этот вопрос нахожу, проезжая мимо столицы РК - Астаны. Меньше, чем за 20 лет, в степи вырос новый мегаполис - с небоскребами, современными офисами, проспектами, парками, жилыми кварталами. Вдоль железки расположены многочисленные склады, оптовки, строительные компании, предприятия. Жизнь бьет ключом. Работа здесь нашлась всем гражданам страны - и каменщикам, и сварщикам, и дизайнерам, и банкирам, и продавцам, и педагогам. Нужды покидать родину у них нет. Как выяснилось, заработать на квартиру, машину и достойную жизнь можно и в Казахстане. Иное дело у нас.

Это моя корова, и доить ее буду я

На пути в Россию попутчики попадаются разные, в этот раз напротив меня сидит Зарылбек. По профессии он водитель, дом его расположен в одном из сел Чуйской области, но вот уже который раз он едет «на северА» - в поселок Ярсали, что неподалеку от Салехарда. Там таких поселков, расположенных вдоль реки, теперь много, они растут летом как грибы. И возводят их приезжие - в основном выходцы из Кыргызстана и Армении.

- А стычки между работниками разных национальностей бывают? - спрашиваю своего попутчика.

- Случается, но не часто. У нас очень хороший понимающий начальник Ашот Палыч. Сам он армянин, но никогда не дает спуску тем, кто любит полежать, словчить, своим особенно. Очень уважаемый.

- А кыргызы хорошо работают?

- Еще как хорошо. В прошлом году за месяц мы подняли стены и накрыли крышу здания будущего детсада размером 100 на 40 метров. И это не просто коробка, там же и внутренние стены есть. Очень большой объем работы.

- А живете где?

- Помещение есть что-то вроде казармы, там нас человек 70. Питанием обеспечивают всех. И заработки хорошие, еще никогда начальство никого не обмануло.

- А поехать туда каждый может?

- Нет, надо обязательно созвониться и получить разрешение.

- А кто вас дома ждет?

- Трое детей, жена, корова, - отвечает Зарылбек.

- Да, корова - это серьезно, - говорю я понимающе, - ее не бросишь.

За длинным рублем

- Мама у меня врач, сестра тоже учится в Медакадемии, - рассказывает девушка, которая едет на верхней полке. - А вот сама я так долго учиться не хочу. Всегда мечтала поменьше учиться, но побольше получать.

- Нашла такой вариант?

- Да, я учусь в колледже на авиадиспетчера, знаете, как хорошо они зарабатывают? - говорит она и достает из-под подушки толстую тетрадь с упражнениями по английскому языку.

Открывает ее в надежде хоть что-то повторить, но, убаюканная покачиванием вагона и разморенная жарой, вскоре засыпает. На поезде она едет впервые, все ей в новинку - и жесткие полки, и титан с кипятком, и туалет типа «зашибись». Показывает пассажирам пакет с банными принадлежностями. Думала, что в поезде есть душ и можно будет помыться. Всех рассмешила. Обо всем спрашивает, щебечет, делится своими впечатлениями. Милая, симпатичная городская девчонка, говорит она на этаком суржике, забавно мешая русские и кыргызские слова. Но, как оказалось, нравится это далеко не всем.

На боковых полках едут две женщины-кыргызки средних лет. Вскоре одна из них сделала ей замечание, понятное даже мне. Заключалось оно в следующем: если говоришь на кыргызском, не вставляй русские слова, и наоборот. То есть не порти и не засоряй язык. Враз возникло молчание. Чтобы как-то снять напряжение, я стала говорить с девочкой о том, что это правильно, что язык - это живая категория, он мгновенно впитывает заимствования, поэтому нуждается в бережном отношении. Говорила я тихо, а женщина напряженно прислушивалась, нет ли в моих словах крамолы. Через какое-то время она успокоилась и разговорилась со мной.

Оказалось, что родом она из Нарына, училась там еще в советское время в лучшей школе. По-русски говорит прекрасно, как филолог. Им она и собиралась стать. Но... с развалом Союза пришлось переквалифицироваться. Уже много лет она делает так называемый евроремонт, выполняет абсолютно все виды работ - и штукатурит, и белит, и плитку кладет, и полы настилает. Хорошо зарабатывает, любит выполнять дизайнерские проекты. В основном трудится в Алматы. Теперь едет к сыну в Пермь, он там работает уже несколько лет. Как и девочка-попутчик, тоже мечтает о хорошем заработке, и еще о покупке квартиры в России. «Да, - думаю я, - как-то у казахов лучше с патриотизмом. Или с правителями?».

«Дорогу китайскому императору!»,

- кричит проходящая мимо сотрудница ресторана. Это такой маркетинговый ход дамы средних лет. И правильно, без такого окрика не протолкнешься. В вагонах полно продавцов мелкого товара: предлагают все - от тапочек и семечек до уже надоевшей копченой рыбы. Все хотят заработать хоть какую-то копейку. А тут на тебе - китайский император собственной персоной пожаловал. Конечно, все расступились.

Ну невозможно отказать нашим людям в оригинальности мышления. Невозможно отказать им и в трудолюбии, в умении мечтать и добиваться поставленных целей. Так почему же экономика сопредельной страны на подъеме, а наша продолжает хиреть? Почему в РК всем находится работа в своей стране, а нашим гражданам приходится ехать за тридевять земель, чтобы прокормить семью? Почему все обещания очередного кыргызского правительства обеспечить развитие страны так и остаются только обещаниями?

«Китайский император» уже давно победно шествует по всему миру. Не ровен час, мы попадем ему под ноги, а никто и не заметит...

Бизнес