13:12
USD 86.46
EUR 93.37
RUB 1.03
Общество

Когда отшумят леса

Как же радуют нас зеленые насаждения в городе и вокруг него! Они дают тень в летний зной, защищают от пыли, поглощают углекислый газ и выделяют кислород, регулируют поверхностный сток, выполняют водоохранную и почвозащитную функции.

Красиво жить не запретишь

В Бишкеке всюду стройки. К объектам то и дело подъезжают груженые строительными материалами машины. Среди основных - цемент, песок, гравий, арматура, строительный лес.

Специалисты проанализировали и установили, что ежегодная потребность для республики составляет 400-500 тысяч кубометров строительного леса и 2 миллиона кубов дровяного. Ровно столько во времена Советского Союза ежегодно поставлялось из России в Киргизию, то есть деловой лес был привозным. В Сибири было даже несколько лесхозов по заготовке деловой древесины именно для Киргизской ССР. Но Союз развалился, и поставки сократились на две трети: в настоящее время Россия поставляет в Кыргызстан не более 160 тысяч кубов ежегодно. Рыночная стоимость завезенного леса - 10-15 тысяч сомов за кубометр, и многие не могут позволить себе такую покупку.

В итоге Кыргызстан стал покрывать потребность в строительном лесе самостоятельно. По словам вице-директора ГАООСЛХ Баянбека Кадырова, ежегодно в стране заготавливается 17-18 тысяч кубометров деловой древесины и 25 тысяч кубов - дровяной. Незаконно заготавливается 2 тысячи кубометров леса. Только по итогам осенней ревизии (сентябрь-октябрь) ущерб от незаконной вырубки на землях Гослесфонда оценивается в 643 тысячи сомов.

Справка. В КР общая площадь лесного фонда составляет 3 миллиона 343 тысячи гектаров. В республике давно нет вырубок главного пользования, лесхозы в состоянии проводить только вспомогательные вырубки, регулирующие качество леса. Вместе с плановой очисткой леса они составляют 20-30 тысяч кубометров.

Пришла пора сажать

Люди идут на самовольную рубку, и запретами тут ничего не добьешься. «В Международный год леса Кыргызстан должен восстановить уничтоженные посадки, - говорит ведущий специалист Управления развития лесных экосистем Канат Дабаев. - В настоящее время ведомство определяет земельные угодья, на которых можно разбить искусственные леса. Нужны программы посадок быстрорастущих деревьев. Наилучший вариант - тополь: быстро растет, через 12 лет диаметр ствола достигает 40 см, и дерево можно везти на пилораму, изготавливать из него стропила, доски. Если посадить деревья в 2012 году, то к 2027-му население будет обеспечено древесиной».

Подобным путем людей обеспечили древесиной в Турции, Узбекистане, Китае. Сегодня Турция не только не нуждается в ней, но и является ее экспортером в страны Европы.

«В советское время все лесопосадочные работы проводились за счет бюджета, они были качественными, своевременными и на должном уровне, - говорит начальник Управления развития лесных экосистем Аскат Кысанов. - Правительство осознавало ценность нашего достояния, сохраняло и приумножало леса. В СССР на развитие лесного хозяйства Киргизской СССР выделялось 100-150 миллионов рублей, в пересчете на курс доллара это более $100 миллионов! Даже в самое трудное время, в конце Великой Отечественной войны, правительство создало орехово-плодовый заказник и Южное управление орехоплодными лесами, а в 1947 году создано 27 лесхозов для восстановления вырубленных во время ВОВ лесов. Все лесхозы обеспечили спецтехникой, в каждом трудились 100-200 рабочих».

Наслаждаясь сегодня величественными елями и соснами, березами и тополями, мы вряд ли задумываемся о том, что большинство из них высажено еще во времена СССР. Так, из 9 тысяч гектаров Кегетинского ущелья лес (сосна, береза) высажен на 4 тысячах га, в Шамсинском ущелье этот показатель составляет треть.

Главное - и посадить дерево... и вырастить его

Специалисты утверждают, что приживаемость посадок ухудшилась. До 2010 года деревьями засаживалось 2 тысячи гектаров в год, а потом площади сократились вдвое. «Руководствуемся принципом: чем 2 тысячи гектаров с некачественным уходом, лучше тысяча с хорошим», - поясняет Аскат Кысанов.

«Сегодня народ в лесхозы не идет: стоимость прополки одной сотки саженцев - 70 сомов, в день работник физически осилит две и заработает 140 сомов, еще и обед свой. А если пойти на прополку свеклы, то за сотку можно получить 600 сомов, да еще и обедом накормят, - рассказывает директор Чуйского лесхоза Каныбек Ивахов. - Вот и осталось по 3-5 рабочих в каждом лесхозе. От плана «отмазываемся» - и все!».

Проблема и с поливом. А также с тем, что лес надо защищать от вредителей. В советское время химическая обработка проводилась самолетами, сегодня же это непозволительная роскошь: час аренды вертолета/самолета стоит $2-4 тысячи. Поэтому санитарная обработка лесов практически не проводится. Итог - карагачи заболели вирусным заболеванием «ильмовый заболонник», в тополях - сердцевидная гниль, сосну «поточил» усач.

Справка. В 2009 году в Кегеты начались защитные мероприятия, но поздно - много сосен уже погибло. Выход один: сжигать, чтобы не заразить соседние деревья. 150 кубометров сосны сгорело в печке, которую по просьбе лесников построила JICA. Бесценная древесина превратилась в древесный уголь, который используется для приготовления шашлыка.

Еще парадокс. В 2009 году доноры помогли отечественным лесникам - на $1 тысячу закупили аэрозоли, ранцевые опрыскиватели, оборудование, в Узгене и Оше построили две лаборатории по выращиванию энтомофагов (организмы, поедающие насекомых). «А сегодня из-за сокращения штатов мы не можем содержать специалистов. Лаборатория в Узгене стоит пустая», - сказал Аскат Кысанов.

Вырастил - сохрани!

В Кыргызстане 1257 сотрудников лесничеств, из них 870 - лесники. Зарплата лесника сегодня составляет 2 тысячи сомов - два мешка муки. А в его ведении - 3-4 тысячи гектаров леса. Формой, транспортом они не обеспечены, а лошадьми и оружием - на 50-60 процентов. Как тут защитишь леса от экипированных браконьеров?

Лесополосы сажали лесхозы, а сегодня они находятся на балансе Минтранса (вместе со всем, что находится на расстоянии 36 метров по обе стороны от оси дороги). Ведомство может и вырыть, и спилить, и обрезать любое дерево, но взамен новое не высаживает!

Проблема усугубляется

В советское время все лесопосадочные работы проводились за счет бюджета, они были качественными, своевременными и на должном уровне. «Теперь требуют проводить их за счет спецсредств, а с 2007 года на них ввели еще и 20-процентный налог. Нонсенс! - возмущены сотрудники Управления развития лесных экосистем. - Мы охраняем государственное достояние, а государство за это берет с нас дань! Оно же продает нам и воду, называя это «платой за услуги»! Представляете, сколько надо воды, чтобы полить государственный лес?! Вот и крутимся, продавая саженцы, взимая деньги за аренду пастбищ.

Статус лесного хозяйства упал давно. Из-за бесконечных реформ из государственного агентства оно «превратилось» в Управление развития лесных экосистем. Раньше только в центральном аппарате трудилось 27 сотрудников, а сегодня всего 11 человек заменяют всю систему лесной службы.

Сейчас вновь заговорили о создании инспекции по технической и экологической безопасности и АО ГП «Кыргыз токой».

«Почему чиновники, далекие от лесной отрасли, не проконсультировались у специалистов о необходимости такого реформирования? - возмущен Аскат Кысанов. - Значит, лесное хозяйство поставят на коммерческие рельсы? Тогда как государство будет беречь свои ресурсы? Коммерциализация лесного ведомства подорвет доверие не только гражданского общества, но и всего мирового сообщества к новому правительству».

Бизнес