Айбек Эшбаев не был высокопоставленным чиновником, служил рядовым дежурным инспектором столичного управления безопасности дорожного движения. Однако его смерть вызвала резонанс в обществе. Он был найден повешенным в стенах Государственного комитета национальной безопасности. И чем больше компетентные органы дают комментарии и разъяснения по делу, тем больше возникает вопросов и сомнений. Очевидно, что абсолютно все - родственники, адвокаты, МВД, ГКНБ, Генпрокуратура и финполиция - чего-то недоговаривают.
Кто кого подставил?
Сегодня у здания Госкомитета нацбезопасности не в первый раз митинговали родные и близкие Эшбаева. Около 50 человек, преимущественно женщины, вышли к воротам ГКНБ с плакатами и требовали встречи с председателем ведомства. Он к ним не вышел, но все же отправил на встречу своего заместителя - Амана Мамбетсеитова. Тот спокойно разъяснил пикетчикам, что следствие по факту смерти Эшбаева ведет Генпрокуратура, и порекомендовал участникам акции «переместиться к зданию главного надзорного органа».
Очевидно, что ЧП вызвало головную боль у чекистов. «Зачем его поместили к нам?!», - недоумевают в частной беседе сотрудники ГКНБ. Ведь задержали Эшбаева следователи Бишкекской городской прокуратуры и Госслужбы финансовой полиции.
По словам адвоката теперь уже потерпевших родственников Эшбаева, в следственный изолятор спецслужб его поместили в нарушение норм УПК КР. «Санкцию на арест с содержанием в СИЗО выдает только суд. До того человек должен быть помещен в изолятор временного содержания», - говорит Токтогул Абдыев.
Он отмечает, что Эшбаева задержали вечером 11 февраля, в субботу, на рабочем месте, он был в служебной форме. «На следующий день утром он вскрыл себе вены. Его доставили в Нацгоспиталь, где оказали медпомощь. После этого сотрудники СИЗО ГКНБ вновь поместили его в одиночную камеру, зная, что он может совершить суицид. И в понедельник, то есть спустя сутки, его обнаружили повешенным», - подчеркивает юрист.
За что задержали?
Это еще один вопрос, на который до сих пор не найден однозначный ответ.
В понедельник - сразу после того, как стало известно о смерти Айбека Эшбаева, в горпрокуратуре прокомментировали, что задержан он был по подозрению в должностном преступлении. Позже адвокат Токтогул Абдыев внес ясность, и сегодня официальная версия выглядит примерно так. Айбек Эшбаев помогал разрешить спор двум сторонам ДТП - потерпевшим и виновнику. Они пришли к соглашению. А вот за закрытие дела и оформление мирового соглашения Эшбаев потребовал $100. Водитель - виновник ДТП, обратился в столичную прокуратуру, и Эшбаева задержали с поличным.
Родственники, естественно, не верят в это. По их мнению, «Айбека подставили». Однако почему, как и за что, вдова не уточнила. Наоборот, сегодня на митинге женщина стала задавать вопросы мне: кто я такая и почему интересуюсь делом ее мужа? Попытки убедить ее, что я - корреспондент агентства - пытаюсь докопаться до истины, отчего-то вызвали у нее еще большее раздражение.
Есть еще одна - неофициальная версия гибели милиционера, которую озвучили «не для печати» сотрудники спецслужб: ДТП совершил сам Эшбаев - сбил насмерть человека. Мало того - пытался скрыться с места аварии, отстреливаясь из табельного оружия от гнавшихся за ним сотрудников ДПС.
В нее мало верится, учитывая, что тогда в дело не вмешались бы Генпрокуратура и финполиция. Да и не стали бы гаишники сдавать своего - ворон ворону глаз не выклюет. Сегодня на митинге обычно грубые и жесткие в подавлении подобных акций сотрудники милиции вели себя весьма деликатно. Родственники погибшего инспектора, перекрывшие проспект Жибек Жолу, оказывали сопротивление, когда милиционеры пытались оттеснить их, чтобы возобновить дорожное движение. В таких случаях участников обычно сразу доставляют в РОВД. Как это было, к примеру, с родственниками заключенных, митинговавшими у Бишкекского СИЗО. Или родственники родственникам рознь?
Женский шарфик
Если верить словам адвоката, повесился Эшбаев на женском шарфике. А откуда таковой взялся в камере СИЗО ГКНБ КР? «Его завели в камеру в служебной форме. Как вообще такое могло прийти на ум сотрудникам ГКНБ? Известно, что милицейская форма действует на уголовников в СИЗО как красная тряпка», - говорит Токтогул Абдыев.
Кроме того, прежде чем поместить человека в СИЗО ГКНБ, у него отнимают все, что может быть использовано не по назначению - шнурки, ремни, шарфы, в том числе и женские...
Родственники уверены, что Эшбаева избили, а потом повесили. Адвокат же версию об избиении отрицает. По его словам, при осмотре трупа следов побоев на нем не обнаружено.
Чьи интересы отстаиваем?
Вопреки нормам закона об органах внутренних дел 15 февраля на митинг к знанию ГКНБ вышли и сотрудники УБДД ГУВД столицы. Прибыли гаишники на служебных авто в рабочее время и, выстроив в ряд машины, перекрыли движение по бульвару Эркиндик.
Позже часть их переместилась на улицу Рыскулова к зданию Бишкекской городской прокуратуры. Другая пошла на переговоры в ГУВД, куда для встречи с митингующими прибыл глава МВД Зарылбек Рысалиев.
Встреча проходила за закрытыми дверями, журналистов на нее не пустили. О результатах переговоров на следующий день общественность получила весьма скудную информацию. По словам начальника службы внутренней безопасности Айтмамата Рахманова, министр «разъяснил, что проводится расследование гибели их коллеги». «Но в основном ставился вопрос дисциплинарного характера», - заявил он на пресс-конференции.
Однако, как стало известно ИА «24.kg», на днях в столичных подразделениях МВД грядут кадровые перестановки. Многие начальники районных отделов и управлений, в том числе и ГУБДД, будут заменены. Связана акция протеста с заменой руководства Бишкекского отдела безопасности дорожного движения или нет? Официально в МВД это комментировать отказались. Но, по словам начальника пресс-службы ведомства Эсена Салиева, кадровый вопрос на встрече поднимался.
Версию о том, что митинг связан не только с гибелью Айбека Эшбаева, косвенно подтвердил и глава СВБ Айтмамат Рахманов. Он прямо заявил на пресс-конференции, что «были организаторы и исполнители». «К ответственности будут привлечены не только сотрудники УБДД, но и их начальники, допустившие участие своих подчиненных в митинге», - сказал начальник СВБ. Похоже, смерть гаишника в очередной раз используют все кому не лень. А правда где-то рядом. Узнаем ли мы ее?