05:55
USD 87.45
EUR 101.04
RUB 1.08
Общество

Бектен Сыдыгалиев: Чиновники Кыргызстана из-за безнаказанности идут на должностные преступления

Недавно созданная Антикоррупционная служба при Государственном комитете национальной безопасности начала с сенсаций. Сразу два громких задержания за последние две недели - заместителя главы ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» Кенешбека Мурзакматова и верхушки ЗАО «Альфа Телеком» во главе с гендиректором Азаматом Мурзалиевым.

Это только начало, уверяют в службе. Станет ли АКС действенным инструментом в уничтожении коррупции или пополнит список тех, кто не гнушается использовать красивые лозунги типа «мы стоим на страже...», а фактически устраняет неугодных? На эти и другие вопросы ИА «24.kg» ответил директор вновь созданного ведомства, первый заместитель председателя ГКНБ Бектен Сыдыгалиев.

- АКС - не первый в Кыргызстане орган, борющийся с коррупцией, однако у семи нянек дитя без глазу: уровень коррупции только растет.

- Вы правы. Но борьба с коррупцией - государственная задача. Соответствующие подразделения есть в МВД, финполиции, прокуратуре... Но основную нагрузку возложили на нашу службу. За 3 месяца до подписания указа о ее создании, в правительстве обсуждался вопрос, где создать новую службу - в финполиции или МВД. В итоге решили в ГКНБ, поскольку здесь есть все условия для ее организации, а также профессионалы, и у большинства сотрудников есть специальное образование. Одним словом, они чекисты.

- В чем принципиальное отличие АКС от тех антикоррупционных структур, что уже существуют?

- Озвучиваются разные данные о том, сколько денег выводится из бюджета Кыргызстана посредством коррупционных схем - от 20 до 35 миллиардов сомов. Изучив и обобщив разные данные, я пришел к выводу: эта цифра равна 24 миллиардам сомов, то есть четвертая часть бюджетных средств тонет в коррупционной паутине. Опять же известно, что по мировой оценке уровня коррупции мы на 164-м месте из 183 стран. Цифра удручающая. Взять ту же Грузию, которая в советский период была одной из самых коррумпированных стран, а сейчас в том же рейтинге она на 64-м месте.

Приведу также пример Италии, где за два года операции под названием «Чистые руки» за решетку посадили более 500 политиков, в том числе и пожизненного сенатора, премьер-министра, около 20 чиновников оказались под следствием, а более 80 процентов госслужащих спешно стали увольняться, чтобы избежать обвинений. Однако власти Италии пошли еще дальше: дома коррумпированных чиновников конфисковали и передали детским садам, детдомам, больницам, а деньги - в социальную сферу для поддержания малоимущих.

- Хотите сказать, что и у нас, если выявится причастность к коррупционным схемам первых лиц, вы их задержите?

- Если высокопоставленный чиновник совершил подобное деяние, то не важно, какую должность он занимает. У нас принципиальная позиция вне зависимости от рангов: перед законом все равны. Изначально наша служба создана для предупреждения, выявления и расследования коррупционных преступлений, совершенных политиками и лицами, занимающими высшие государственные должности, в правоохранительных и судебных органах, а также руководителями организаций и учреждений, где в уставном капитале есть государственная доля. Как вы уже знаете, в этом числе и ЗАО «Альфа Телеком».

- Многие называют это дело политическим заказом. Есть ли достаточные доказательства обратного?

- Я не хочу сейчас вступать в споры и доказывать, что политического заказа в этом деле нет. Я оперирую фактами, достоверность которых подтвердил суд, рассмотревший наши ходатайства и вынесший решение об аресте руководителей компании. Если бы там были дутые цифры и несостоятельные доводы, то суд, очевидно, не дал бы санкцию на арест. Тем более что у обвиняемых очень опытные и сильные адвокаты, защитой они обеспечены.

Некоторые пытаются перевести дело в политическую плоскость: мол, это заказ против премьера и президента. Но нам не важно, кто за ними стоит, важно то, что ими совершено. Был реальный вывод финансовых средств из компании, где 49 процентов принадлежит государству.

- Вы говорите о неких серых схемах. Расскажите о них подробнее.

- В интересах следствия все подробности я пока сообщить не могу, они не разглашаются. Но скажу, что финансовые средства выводились немалые. Только через ОсОО «Новострой сервис» - более 60 миллионов сомов. С фирмой был составлен договор на строительство объектов. Но суммы, обозначенные в контракте и фактически выплаченные, сильно разнятся.

То же и с покупкой компьютеров - за каждый сверх стоимости переплачено более $300. Кроме того, махинации с лифтами - цена была завышена на 100 процентов.

- Подобных задержаний и раньше было много. А результата нет - дела не доходят до судов или прекращаются еще на стадии следствия. И это станет таким же?

- К сожалению, это правда. Таких дел масса, и не только в ГКНБ, а также в финполиции, прокуратуре и МВД. Замечаний в адрес судов очень много.

- Почему только судов? Есть дела, которые прекращены еще на стадии следствия. Если следственные органы не смогли предоставить доказательства, на каком основании суд может выносить обвинительный приговор?

- Как говорят, дурак учится на своих ошибках, а умный - на чужих. Мы стараемся учитывать опыт и практику профильных ведомств по борьбе с коррупцией. И будем предельно тщательно разбираться с каждым делом. За цифрами мы не гонимся. В нашей службе проколов постараемся не допускать.

- Если цифры - не главное, чем будет измеряться ваш успех? Количеством посаженных за решетку?

- Сажать коррупционеров - сопутствующая задача. Основная - предупреждение преступления и выявление серых схем. Мы должны закрыть «темные коридоры», куда уходят деньги, исключить саму возможность проявления коррупции. Это потребует огромного труда и времени, поэтому мы работаем совместно с другими госорганами. На Совете обороны всем ведомствам поручено разработать антикоррупционные программы и представить предложения на заседании правительства.

- Какие сроки вы себе поставили? И верите ли, что за это время можно искоренить коррупцию?

- Приведу вам пример, Сингапур шел к этому 40 лет. Грузия победила коррупцию за полтора года. Над этим надо работать. Мы составляем свои программы. Ну и должна быть политическая воля руководства страны.

Премьер и президент не раз озвучивали, что готовы поддержать нас. И если в деле MegaCom появятся новые фигуранты, думаю, никакого противодействия с их стороны не будет.

- Многие знают, что давать взятки вошло в традицию. И менталитет не позволит поступать иначе. Как вы будете ломать этот стереотип?

- Все факты говорят о том, что в Кыргызстане чиновники, совершающие эти преступления и имеющие доступ к государственным деньгам, почувствовали безнаказанность. В случае чего они всегда могут найти поддержку у политиков или откупиться, если предъявят обвинение. Делается это до безобразия открыто. И все эти моменты видим не только мы - правоохранительные органы, но и простой народ. Информация к нам поступает от населения.

- Мурзакматов, Мурзалиев... Кто следующий?

- Сейчас трудно сказать. Практически во многих сферах мы сейчас проводим анализ деятельности. Проверяем все факты. Сказать определенно, какой министр или политик станет следующим, не могу. Но соответствующие проверки проводятся.

Бизнес