«Слияние двух школ - хуже землетрясения», - заявляют родители учеников школы рабочей молодежи №7, которую в ноябре было решено перевести в здание СШ №39. По мнению сотрудников управления образования мэрии Бишкека, для этого существует вполне веская причина - «слабая сейсмоустойчивость здания». Споры с чиновниками продолжаются второй месяц. Что же на самом деле движет служащими муниципального органа? Беспокойство за школьников или корыстный интерес?
Дело было так
В начале весны «КыргызНИИП сейсмостойкого строительства» совместно с МЧС проводили плановый осмотр городских учреждений образования. Специалисты посетили и ШРМ №7, зафиксировав трещины и прогибы потолка, о чем написали в акте. Они «рекомендовали провести детальное обследование» сооружения, к слову, построенного в 1963 году, в котором в настоящее время обучаются более 170 человек в возрасте от 15 до 39 лет.
Летом в рамках подготовки к новому учебному году в школе был проведен текущий ремонт, а 19 августа комиссия из 16(!) представителей райадминистрации, Центра образования Октябрьского района и управления образования дали добро на проведение занятий в 2011/2012 учебном году.
Однако не прошло и трех месяцев, как начальник управления образования столичного муниципалитета Айнагуль Ниязова 23 ноября издала приказ о переводе школы «в связи с заключением МЧС Октябрьского района совместно с Государственным агентством архитектуры и строительства КР «КыргызНИИП сейсмостойкого строительства» по ШРМ №7». То есть рекомендацию специалистов о дополнительном обследовании в структурном подразделении мэрии не исполнили, а вот закрыть школу поспешили.
По словам директора ШРМ №7 Гульмиры Джаиловой, через несколько дней, то есть постфактум, в образовательное учреждение пришли сотрудники ОсОО «Гарант проект», которых наняло управление капитального строительство мэрии, чтобы оценить состояние здания. В результате был сделан удобный вывод - «дальнейшая эксплуатация школы без усилений несущих конструкций невозможна, так как может привести к гибели людей».
Где деньги?
13 декабря в ШРМ №7 прошло четвертое по счету собрание по этому поводу. На этот раз перед задерганными родителями, не желающими посреди учебного года переводить детей в среднюю школу №39, выступили представители частной фирмы, проводившей обследование, УКС мэрии и начальник Центра образования Октябрьского района Гульнара Тагаева. Последняя настойчиво пыталась «опротестовать» присутствие журналиста. «Чего боитесь?», - вопрошали собравшиеся.
Родители утверждали, что ОсОО обследование должным образом не провело. Вывод был сделан после непродолжительного визуального осмотра. Выяснилась и одна немаловажная подробность: за эту работу частные специалисты получили 200 тысяч сомов.
«Деньги не выплачены. Написано письмо на имя мэра о том, чтобы их выделили. В бюджете 2011 года эти расходы не были заложены, поэтому сумма будет погашена из бюджета 2012-го. Детальное обследование проведено. У нас имеется проект. Вам объяснили, но если вы хотите получить его на руки, надо написать официальный запрос в УКС», - сказала Гульнара Тагаева.
Быль и небыль
Представитель ОсОО «Гарант проект» Вячеслав Мануковский высказал недоумение по поводу сопротивления родителей, которые, по его мнению, отказываются от капитального ремонта. Чем вызвал их бурное негодование.
«УКС поручил нашей фирме выполнить детальное обследование здания. Мы получили исходные материалы о том, когда и как здание построено. Специалисты посмотрели, в каком оно состоянии. Школа построена в 1960 году. Новые СНиПы (строительные нормы и правила - прим. ИА «24.kg») сейсмостойкости строительства в КР от 2009 года предписывают совсем другие требования к таким зданиям. Сооружение не сейсмостойкое. Усиления вертикального - нет, горизонтальных сейсмопоясов - нет. По расчетам, оно выдерживает землетрясение 6-6,5 балла. Да, у нас больше не бывает. Но если нам дали задание обследовать, мы даем такое заключение. Если завтра произойдет землетрясение и здание упадет, первым кого посадят? Меня», - пояснил Вячеслав Мануковский.
На упреки собравшихся о том, что детального обследования как раз и не было, специалист ответил парадоксально: «А его и не надо проводить. Тут все на виду. У меня 30 лет стажа. И ходить никуда не надо было. На втором этаже балки провисли. В школе №33 в 2010 году упал потолок. Хорошо, что были каникулы и никто не пострадал», - подчеркнул он.
Вячеслав Мануковский добавил, что работу им еще не оплатили.
Не верю!
Опекун Айнура Молдокулова, участник проекта международной организации OASIS «Эркиндик - транзитный дом для сирот и беспризорных детей», усомнилась в честности начальника управления образования мэрии. «Когда говорила Айнагуль Маликовна, я прониклась к ней доверием. Она пообещала сделать много хорошего. Но она сказала, что средства за детальное обследование уже перечислены. Строители утверждают обратное. Я опекун детей, которые обучаются в этой школе. Они неуспевающие. Мы боимся, что таких ребят начнут отчислять. Когда нас переведут в другую школу, учеников станет еще меньше. Ведь не все родители смогут водить своих детей в школу №39. Тогда нас и держать не надо будет. Я вижу последовательные шаги грамотного уничтожения школы. Мы сюда не вернемся, а здесь сделают другое образовательное учреждение, с которого «потечет молоко». Мы вынуждены подключить НПО, надо будет - составим гибкий график дежурства, выйдем с плакатами. Мы не остановимся, и будем держать руку на пульсе», - сказала она.
Статус без здания?
По словам Гульнары Тагаевой, в рамках весеннего обследования специалисты «КыргызНИИП сейсмостойкого строительства» и МЧС выдали предписание только ШРМ №7. «Никто эту школу забирать под другое ведомство не собирается. Это ваши домыслы. От вас пошла информация, что здание хотят продать, потому что здесь элитный район, - сказала она. - После ремонта это здание будет оборудовано новой мебелью, санузлом. За ним будет сохранен юридический статус школы. Мы можем вам дать гарантийное письмо. Мы боимся, что сооружение обрушится в случае обильных снегопадов или землетрясения. Кто будет отвечать, если дети пострадают?».
В свою очередь представитель УКС Нина Левина сообщила, что никто не собирается начинать строительство сейчас. «На основании заключения будет разработан проект по укреплению здания, на сессии Бишкекского горкенеша рассмотрят вопрос о выделении средств. Ремонт школ мы начнем только летом», - пояснила она.
А члены родительского комитета, несогласные с требованием управления образования, обратились в Госагентство архитектуры и строительства с просьбой провести независимую экспертизу технического состояния здания.
Позднее зажигание
Начальник управления образования Айнагуль Ниязова ответила на вопросы ИА «24.kg».
- КыргызНИИП совместно с МЧС провели плановый осмотр еще весной, почему вы сразу не наняли специалистов для детального обследования и разрешили вести занятия в здании?
- На основании акта оперативного обследования я поднимала этот вопрос еще в августе, когда шла приемка. Нам сказали: учебу можно начинать. Затем в октябре директор обращается и говорит, что в здании что-то шатается. И спрашивает, будет ремонт или нет. Мы пригласили УКС. Специалисты ОсОО «Гарант проект» провели техническое обследование. Сделали вывод, на основании которого был издан приказ о переселении коллектива в школу №39. Мы предполагали перевести ШРМ №7 в СШ №14, расположенную неподалеку, но там нет свободных кабинетов.
- И все же, почему этот вопрос не был поднят весной сразу же после планового осмотра?
- Эти же специалисты сказали, что в здании пока можно учиться. Я повторно их вызвала, сказала: «дайте мне заключение», они его ноябрем дали. Точно такая же картина по школе №75. Я бью во все колокола - написала в мэрию, в УКС. Сейчас принято решение построить новое здание.
- Какой же выход? Ведь родители не согласны переводить детей в СШ №39.
- Они говорят, что напишут расписку о своей ответственности. Но это государственное учреждение, если конструкция завалится и погибнет ребенок? Ваши расписки не имеют юридической силы в отличие от моего приказа. Пусть обращаются в прокуратуру на обоснованность этих действий. Она даст оценку. Их подход - безграмотный.
- Вначале говорили, что после ремонта в здании откроется Центр для детей с ограниченными возможностями.
- У меня таких планов нет. Школу отремонтируют и вернут детям к новому учебному году. Так же, как это было сделано в школе №33.
- Но деньги в бюджет 2012 года на эти цели еще не заложены.
- Я включаю школу в титульный список. Я не понимаю родителей. Мы не можем производить ремонт, когда идет учеба.
Мнение эксперта
«Все здания после 1956 года строились с учетом требований сейсмоустойчивости. Тем более это социальный объект - школа, - говорит директор Института сейсмологии Национальной академии наук КР Канат Абдрахматов. - Если специалисты считают, что сооружение следует укрепить, то это можно сделать и без приостановления учебного процесса. Существуют элементарные технологии, которые позволяют снаружи «одеть» здание в корсет. Так оно может простоять до лета, а потом - в случае необходимости - приступить к более серьезным работам, например, «прошить» сооружение. Надо сказать, я впервые сталкиваюсь с ситуацией, когда, ссылаясь на слабую сейсмостойкость, закрывают школу. С одной стороны, хорошо, что государство озаботилось жизнью и здоровьем учеников, но зачем закрывать школу? До этого пытались также поступить с одним детским садом из-за того, что он не отвечает сейсмологическим нормам. Это становится нездоровой тенденцией».
Обязанности и права
Очевидно, что управлению образования мэрии еще весной следовало провести детальное обследование здания школы - сразу после планового осмотра КыргызНИИП и МЧС. Но поскольку этого своевременно не сделано, чиновникам необходимо объявить, как минимум строгий выговор за то, что они в течение полугода подвергали школьников потенциальной опасности. Ведь по заявлению самих же управленцев, здание аварийное.
Противоречивость и непоследовательность действий чиновников вызывает закономерную настороженность родителей, подозревающих местные власти в нечистоплотности. Усугубляет ситуацию и отношение муниципальных служащих к гражданам. Судьба более 170 учеников ШРМ №7 решается одним росчерком пера. Лишь получив отпор родителей, муниципальные служащие решают провести с ними встречи, то есть начать говорить с людьми. Считаем уместным напомнить чиновникам, что заработную плату они получают из налогов, которые отчисляют горожане, а школы, как и другие объекты, государство в свое время передало местному сообществу, то есть жителям. На этом простом основании родители имеют полное право интересоваться судьбой здания и получать всю интересующую их информацию.