10:06
USD 85.91
EUR 93.34
RUB 1.03
Общество

Как повысить качество высшего образования в Кыргызстане?

Правительством разработан проект Стратегии развития образования на 2012-2020 годы, и в скором времени он должен быть представлен общественности. Самые большие нарекания в последние годы вызывает качество обучения в вузах. ИА «24.kg» обратилось к респондентам с вопросом, как повысить качество высшего образования в Кыргызстане.

Турар Койчуев, академик НАН КР:

- Вопрос требует комплексного решения. Во-первых, степень подготовленности абитуриентов крайне низка. Во-вторых, в вузах необходимо повысить уровень профессорско-преподавательского состава. В-третьих, нужно повысить ответственность вузов за качество обучения. В настоящее время некоторые учебные заведения занимаются только выдачей дипломов. Следует подумать о разделении дипломов гособразца и дипломов частных вузов. Тем самым можно повысить авторитет госуниверситетов. К тому же количество вузов - сегодня их свыше пятидесяти - необходимо сокращать.

Иосиф Тен, завкафедрой «Программное обеспечение компьютерных систем» КГТУ им. И.Раззакова:

- В КР назрела необходимость тщательного отбора одаренных молодых людей. Приемную комиссию должны формировать кафедры, а не руководство вузов. Во время обучения следует отсеивать нерадивых студентов. К примеру, на нашей кафедре выпускается только 30-40 процентов от поступивших.

Не способствует качеству образования непрозрачность распределения средств внутри самих вузов. Кроме того, в вузах раздуты штаты, причем за счет административных работников, а не профессорско-преподавательского состава.

Жениш Батырканов, профессор, академик НАН КР:

- Правительство с учетом прогноза перспектив экономики должно финансировать подготовку приоритетных специальностей. Одной из мер должно стать исключение коррупции в вузах путем замены заочной формы обучения на дистантную с использованием инновационных технологий.

Борис Кубаев, д.э.н., заслуженный работник образования КР, ректор ИСИТО:

- В советское время было несколько педагогических вузов, сегодня таковых просто нет. Я предлагаю создать на базе Кыргызской академии образования государственный педагогический университет, на базе ведущих вузов - факультеты повышения квалификации.

Участие в общереспубликанском тестировании не должно быть обязательным для приема абитуриентов, его результаты могут служить лишь дополнительной характеристикой качества знаний.

А чтобы изжить коррупцию в стенах вузов, нужно изменить порядок проведения экзаменов и зачетов. Кроме прочего, часть вузов нужно преобразовать в колледжи - для подготовки бакалавров.

Алмазбек Акматалиев, ректор Академии управления при президенте КР:

- Нужно обратить внимание на четыре фактора. Первый -поддержка государства. Второй - материально-техническая база вузов, внедрение новых стандартов учебных программ, тщательный подбор профессорско-преподавательского состава. Третий - селекция среди студентов на трех уровнях: во время набора, учебы и выпуска. Четвертый - повышение качества подготовки в средней школе. Рациональным шагом стало бы упразднение 20-процентного налога на спецсредства вузов.

Кыргызбай Добаев, д.п.н., директор Центра проблем профессионального образования:

- По каждой специальности нужно разработать новые образовательные стандарты. Мы должны сформировать компетенцию каждого специалиста, выходящего из стен вуза, изменить парадигму профобразования и увеличить его практическую направляющую. Соотношение аудиторных и самостоятельных занятий нужно привести к схеме 50:50, а не 60:40. Нужно внедрять новые формы обучения, полностью изменить систему оценки знаний студентов. Экзаменаторами должны выступать не сами преподаватели, а представители независимых общественных организаций.

Туратбек Оморов, вице-президент НАН КР:

- Самый актуальный вопрос - повышение качества преподавания и подготовки высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава.

Кроме того, республике достаточно 8-10 государственных вузов с бюджетным обучением, только им необходимо предоставить адекватное финансирование. Современная материально-техническая база вуза плюс достойный заработок педагогов оптимизируют ситуацию в вузах. Все остальные вузы можно перевести на хозрасчет, в условиях конкуренции выживут сильнейшие учебные заведения.

Аскарбек Бекбоев, завотделом образования и культуры аппарата правительства КР:

- Занятия в вузах как велись полвека назад, так ведутся и сейчас. Ничего нового. В учебный процесс нужно внедрять инновационные технологии.

За счет упразднения многих зачастую ненужных дисциплин можно оптимизировать деятельность вуза, составы педагогов. Это позволило бы повысить им зарплату. К слову, в настоящее время правительство дорабатывает проект Стратегии развития образования на 2012-2020 годы, в котором можно найти ответ на ваш вопрос.

Бизнес