В Кыргызстане началась большая стирка республиканского масштаба?
Борьба с финансированием терроризма и отмыванием доходов может оказаться для страны непомерной задачей.
Будь он не Ладен
Согласно распространенным версиям и данным отдельных источников, Кыргызстан является страной, где отмываются средства экстремистских и даже террористических организаций. Или, по крайней мере, предпринимаются попытки сделать нечто подобное. Одним из первых об этом, напомним, сообщал глава Ассоциации политологов КР Нур Омаров. Он, как ИА «24.kg» информировало ранее, даже указывал конкретные суммы.
Нур Омаров отмечал, что некие ваххабитские группировки из-за рубежа готовы выделить властям республики около $5 миллиардов в обмен на реализацию проектов, направленных на исламизацию страны. Эту сумму якобы намеревались направить в Кыргызстан из Саудовской Аравии. При этом, как подчеркивалось, некоторые фигуры из окружения президента КР Курманбека Бакиева уже пытаются проводить политику исламизации. Но в связи с иными причинами.
Правда, как выяснилось позже, ситуация гораздо серьезнее. Так, по сведениям Службы финансовой разведки Кыргызстана, озвученным ее главой Максатбеком Садыровым на слушаниях в парламентском комитете, есть данные, указывающие, что сторонники и активисты запрещенных организаций используют республику для отмывания средств. В том числе через бизнес-круги. Одной из структур, положивших глаз на Кыргызстан, оказалась небезызвестная «Аль-Каида». Последняя вместе с ее лидером Усамой бен Ладеном считается организатором крупнейших терактов в истории человечества.
Максатбек Садыров подчеркнул, что сведения о подозрительных операциях стали известны благодаря тесному сотрудничеству с финансовыми организациями. Согласно законодательству, СФР должна контролировать все сделки и операции на сумму свыше 1 миллиона сомов. В случае с недвижимостью минимальный порог - 4,5 миллиона сомов. При этом «стучать» на подозрительных клиентов обязаны не только банки, но и страховые и лизинговые компании, ломбарды, организаторы лотерей, почтовые и телеграфные службы, а также фирмы, связанные с торговлей драгоценными металлами и камнями, игорным бизнесом, инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами.
Однако, как, в свою очередь, отмечают российские источники, проследить конкретные схемы движения основной массы денег для тех же «исламистских» террористов крайне сложно. Причина в том, что средства часто направляются им наличными. По данным Международной группы финансового противодействия отмыванию денег (Financial Action Task Force on Money Laundering – ФАТФ), наиболее скрытой является широко распространенная среди мусульман практика «хавалы». Так называют в странах Востока перевод денег через специальных посредников. Какой-либо госконтроль за передвижением подобных финансов практически исключен.
Коза ностра Пишпекского уезда
Экстремистские и террористические группировки, возможно, не были пионерами в открытии кыргызского «оффшора». В связи с этим напомним серию финансовых скандалов в России. Там свыше десяти банков лишились лицензий на деятельность из-за связей с банками в Кыргызстане и ряде других стран СНГ. Причиной столь радикальных мер, как известно, указывалось нарушение РФ требований закона о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
В скандалах фигурировали некие западные фирмы. По некоторым данным, причастные к опальным российским олигархам, связанным с клиентами банков в Кыргызстане. Любопытно и то, что до организации Службы финансовой разведки в КР иностранные оффшоры, а также местную банковскую систему активно использовали фигуры, тесно связанные с руководством страны. Одним из свидетельств тому служили разбирательства вокруг крупнейшего сотового оператора GSM в Кыргызстане. К ним, как утверждалось, был причастен сын первого президента Айдар Акаев.
Очевидно, что через представителей околополитической группы предпринимателей легализировались средства, обретенные путем коррупционных схем. По некоторым данным, схожую тактику взяли на вооружение и новые VIP-персоны. Этим, в частности, объясняется появление и стремительный рост представителей новой так называемой бизнес-элиты, не менее тесно связанной с правящими кругами.
Несовершенство системы и открытость местной экономики, по неофициальным данным, использовали представители международной организованной преступности. В том числе так называемая «коза ностра», которая якобы располагала в Кыргызстане своими приватными представителями в бизнесе. Однако наибольшую опасность представляет не она, а действующие на территории КР наркосиндикаты.
Известно, что ежегодный незаконный оборот наркотиков в Кыргызстане превышает 35 тонн. Половина зелья – афганского происхождения. Сумма финансового оборота, связанного с синдикатами, пока не поддается точной оценке. Но некоторые эксперты указывают, что наркобизнес оказывает колоссальное влияние не только на экономику, но и на политическую ситуацию в стране. На него, как известно, списывают и «тюльпановую революцию».
По неофициальным данным, наркосиндикаты давно и активно отмывают нелегальные доходы в местном бизнесе. Их представителям в Кыргызстане якобы принадлежат большие доли в некоторых торговых и развлекательных центрах. Кроме того, как утверждают неофициальные источники, наркобароны предпринимают попытки легализации доходов, инвестируя средства в различные проекты. В том числе связанные с недвижимостью. Средства позволяют им привлекать к сотрудничеству высокопоставленных представителей силовых структур. Недавние разоблачения в МВД, судя по всему, - только верхушка айсберга.
Серые кардиналы
Кыргызстан принял на себя официальные обязательства по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированию терроризма. Республика вошла в Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансирования терроризма (ЕАГ). Статус наблюдателей в ЕАГ получили несколько стран и международных финансовых организаций, включая Всемирный банк и МВФ.
В Кыргызстане принят Закон «О противодействии финансированию терроризма и отмыванию денег». Проект этого документа обсуждался бурно. Дебаты разгорелись вокруг положений о «подозрительных сделках и операциях» и установке финансового порога, превышение которого означает попадание под обязательный контроль финразведки. Изначально предполагалось, что нижней планкой станет сумма в 500 тысяч сомов. Но парламентарии добились ее увеличения в два раза.
Однако правовая база страны, как утверждает руководитель СФР, все еще нуждается в реформировании. Пакет законопроектов, внесенных в прежний состав парламента, на несколько месяцев отложен в долгий ящик. Теперь его, как ожидается, обсудят в новом созыве Жогорку Кенеша. Вместе с тем Служба финансовой разведки готовится внести в ЖК КР еще 12 законопроектов.
Тем не менее надеяться на то, что подобная реформа тут же принесет реальные плоды, по меньшей мере наивно. Согласно оценкам Министерства финансов КР, 53 процента предпринимателей в Кыргызстане вынуждены работать в тени. Что свидетельствует о серьезных трудностях, которые ожидают республику, если она действительно решится бороться с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма.
Высокий уровень теневой экономики в Кыргызстане часто объясняется тем, что в стране действуют высокие и несправедливые, на взгляд бизнеса, налоги. Еще одной причиной, как известно, является давление контролирующих структур. Несмотря на то, что практически каждый из премьер-министров и оба президента неоднократно обращали на это внимание, требуя снижения бремени для деловых кругов, воз и ныне там. Это может говорить либо об отсутствии реальной политической воли, либо о незаинтересованности руководства страны в ослаблении режима.
Правительство Кыргызстана предпринимало несколько попыток по выводу предпринимателей из тени. Неоднократно разрабатывались и утверждались различные программы. Предполагалось, что в результате уровень «тени» снизится в КР до 10-15 процентов. Но пока ни одна из них не закончилась удачно. То же самое касается так называемой амнистии капиталов. Кампания, которую объявили в 2007 году, попросту провалилась.
«Наша задача заключается в увеличении налоговых поступлений за счет легализации «серого бизнеса», - отмечает премьер-министр КР Игорь Чудинов. Вопрос в том, смогут ли в Кыргызстане отделить зерна от плевел.
Кстати, одной из кардинальных мер по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием «грязных» денег, как утверждают эксперты, должно стать развитие безналичных расчетов и сокращение объемов наличности. Чрезмерный объем денег вне банков, по их мнению, выгоден для коррупции, взяточничества и организованной преступности. Но в связи с тем, что уровень доверия к местной финансовой системе еще низок, создание условий для совершенствования безналичного оборота и сокращения «лазеек» для разного рода «валютных прачек» кажется достаточно проблематичным.