10:31
USD 88.85
EUR 94.92
RUB 0.96
СНГ

Виктор Денисенко: СНГ – организация, для которой нет запретных тем

В рамках председательства Беларуси в органах СНГ 10 октября в Минске состоится заседание Совета глав государств Содружества. О повестке мероприятия, перспективах и проблемах организации в интервью ИА «24.kg» рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Кыргызстане Виктор Денисенко.

- Какова роль СНГ на нынешнем этапе с учетом создаваемых других интеграционных объединений на постсоветском пространстве?

- Республика Беларусь председательствовала в СНГ и в 2013 году. Именно она выступала инициатором и организатором основных мероприятий в объединении. Разработаны концепция белорусского председательства и план по ее реализации. Среди приоритетных задач - укрепление добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества на постсоветском пространстве, повышение уровня жизни и благосостояния граждан стран СНГ, а также преумножение позитивного опыта интеграционного взаимодействия. Содружество призвано стать ключевым региональным игроком, способным оказывать помощь в выстраивании отношений с ведущими мировыми игроками и международными экономическими структурами.

В 2014 году председательство должно было перейти к Украине. Однако в связи с известными событиями украинская сторона официально отказалась от него. Страны СНГ поддержали предложение Беларуси продолжить свое председательство до конца 2014-го. Наша республика всегда рассматривала Содружество в качестве важного интеграционного объединения и неоднократно ратовала за дальнейшее укрепление взаимодействия между странами в его рамках. Под девизом «Интеграция во благо человека» только в прошлом году проведено более 70 значимых мероприятий. Представляется, нам удалось реализовать поставленные задачи.

- Какова программа Совета глав государств СНГ? Какие актуальные вопросы предполагается рассмотреть?

- Накануне заседания СГГ, 9 октября, состоится Совет министров иностранных дел СНГ. Повестки дня обширны и предварительно согласованы. Включены вопросы организационного, оборонного, гуманитарного, экономического и социального характера, торговли и приграничной безопасности, межрегионального сотрудничества и другие. Будут рассмотрены Программа сотрудничества стран СНГ в противодействии незаконной миграции на 2015-2019 годы, Концепция противодействия торговле людьми и ход выполнения плана основных мероприятий по реализации концепции дальнейшего развития СНГ, осуществлена инвентаризация договорно-правовой базы СНГ в рамках Единого реестра правовых актов и других документов СНГ. Предполагается объявить 2016-й Годом образования в СНГ.

Особое внимание будет уделено совместной подготовке к проведению мероприятий, приуроченных к 70-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

- Что так и не удалось реализовать на сегодня в рамках СНГ?

- Потенциал СНГ огромен и реализуется на различных уровнях: межчеловеческие контакты, межотраслевое и межведомственное взаимодействие, постоянное общение лидеров наших стран. Содружество - организация, для которой нет запретных тем. На ее площадке обсуждаются насущные политические, экономические, социальные вопросы, проблемы безопасности.

Важно, что СНГ не замыкается в собственных рамках. Приведу пример: в 10 межотраслевых советах Содружества участвуют представители Болгарии, Венгрии, Литвы, Польши, Словакии, Хорватии, Чехии. Это свидетельствует об их заинтересованности в обсуждении актуальных вопросов в таких отраслях, как международные перевозки, связь, энергетика, семеноводство, стандартизация, метрология, и ряде других.

Не удалось пока решить ключевые вопросы - перейти от региональной интеграции к более масштабной, то есть осуществить проект «интеграции интеграций», создав зону свободной торговли от Лиссабона до Владивостока, в том числе между Европейским союзом и СНГ. Своевременным могло бы стать проведение странами СНГ согласованной, а в перспективе и единой промышленной политики, что чрезвычайно важно для системного развития экономического потенциала.

На повестке более глубокая координация действий стран СНГ на международных площадках, в частности в ООН. Это на практике показало бы наши единство и солидарность по основным проблемам и вызовам современности, что значительно укрепило бы имидж Содружества. Решить эти принципиально важные вопросы пока не удалось.

- Если попытаться «приземлить» взаимодействие в рамках СНГ на уровень конкретного среднестатистического человека, как вы оцените важность интеграционного объединения?

- Главное - у нас сегодня практически во все страны СНГ безвизовый въезд. Со многими государствами перекрестная социальная защита. То есть мы защищаем граждан другой страны у себя, предоставляя медицинскую помощь, другие услуги. Точно такими услугами пользуются граждане Беларуси в этих государствах. Это реально сказывается на каждом человеке.

В плане поставок товаров действует зона свободной торговли. Она все время развивается. К сожалению, есть ряд изъятий из этого режима. Мы постоянно ведем дискуссии о необходимости их устранения. Для этого надо создать определенные экономические предпосылки, и эти изъятия пропадут.

Сегодня существуют программы туристического обмена. Наши туроператоры без ограничений могут оказывать друг другу туристические услуги. Мы ко всему этому привыкли, а данная основа заложена как при создании СНГ, так и в процессе развития Содружества. СНГ, на мой взгляд, играет огромную роль на постсоветском пространстве для урегулирования простых, но важных человеческих потребностей.

- Очевидно, что СНГ сильно проигрывает в экономической интеграции Таможенному союзу, а теперь уже и Евразийскому экономическому союзу. Нет ли опасения, что отдельные страны СНГ втянутся в орбиту других интеграционных объединений?

- Полагаю, говорить о проигрыше некорректно. Интеграционные объединения на постсоветском пространстве не конкурируют, а по мере развития как бы вырастают друг из друга. Таможенный союз и Евразийский экономический союз - иная, более высокая степень интеграции стран СНГ. Пока только трех стран. Но, вероятно, и другие государства Содружества, в том числе и Кыргызстан, смогут к нам присоединиться. Вы знаете, в этих объединениях жесткий порядок принятия и реализации решений. А в СНГ принцип разноскоростной интеграции - отсутствует строгая обязательность непременного полного участия всех стран Содружества во всех принимаемых решениях. Это позволяет гибко выстраивать взаимодействие стран-участниц друг с другом и гармонично развивать интеграционные процессы в целом. Каждая республика свободно принимает решения о степени участия в тех или иных органах и программах Содружества, руководствуясь своими политическими, экономическими и иными приоритетами.

Наверное, интеграция идет не так быстро, как бы хотелось. Скажем, Договор о зоне свободной торговли вначале подписали 8 государств. Потом к нему присоединились Узбекистан и Кыргызстан. Договор вступил в силу 20 сентября 2012 года, так как ратифицирован первыми тремя государствами - Россией, Беларусью и Украиной. Остальные присоединялись после проведения внутригосударственных процедур.

Соглашусь и с мнением многих экспертов, что нет ничего страшного в участии стран СНГ в различных региональных объединениях. В мире более 500 зон свободной торговли, в ВТО состоит 159 государств. Таким образом, в среднем каждая страна мира участвует в трех зонах свободной торговли, что служит хорошим стимулом для развития экономик.

- В 2015 году председательство в СНГ переходит к Кыргызстану. Примет ли он эстафету Беларуси на должном уровне?

- Думаю, да. Председательство в СНГ - почетная и ответственная миссия. У Кыргызстана хороший опыт председательства в международных организациях. Достаточно успешным было его председательство в ШОС и ОДКБ. Полагаю, ваша республика председательство в СНГ проведет с честью, используя накопленный опыт.

- В прошлом году кыргызская сторона участвовала в минских итоговых мероприятиях только на уровне первого вице-премьер-министра. Причиной, видимо, послужил «фактор Бакиева». Не станет ли он причиной неучастия президента Алмазбека Атамбаева в Совете глав государств СНГ в Минске 10 октября, особенно на фоне активно обсуждаемого награждения экс-главы КР Курманбека Бакиева государственной наградой Беларуси?

- На каком уровне участвовать в международных мероприятиях, в том числе по линии СНГ, - это право любого государства, включая Кыргызстан. Безусловно, важно, когда на саммитах страна представлена на высшем уровне, тем более принимая во внимание планируемые судьбоносные решения.

Не скрою, что после апрельских событий 2010 года на фоне «фактора Бакиева» белорусско-кыргызские отношения требуют определенной корректировки, особенно в политическом направлении. Замечу, что наши двери для сотрудничества всегда открыты, мы заинтересованы в восстановлении полноформатных двусторонних отношений во всех сферах.

После 2010-го мы поддерживали все инициативы кыргызской стороны в рамках международных организаций и кандидатуру Кыргызстана при избрании в их различные структуры. К сожалению, ответных шагов в последнее время не получаем, даже там, где имеем поддержку абсолютного большинства стран-участниц. В частности, недавно вызвала непонимание позиция КР в отношении повышения нашего статуса в ШОС.

В части якобы имевшего место награждения Курманбека Бакиева орденом Дружбы народов мы неоднократно обращали внимание кыргызской стороны на целесообразность опираться в подобных случаях на официальные источники, в которых нет данных о награждении указанного лица государственными наградами Беларуси. Думаю, другие комментарии здесь излишни.

Бизнес