Кыргызские мигранты в Москве чаще всего общаются с соотечественниками. Такие данные содержатся в итогах социологического опроса, проведенного экспертами Российской академии народного хозяйства и Государственной службы при президенте РФ, Института прикладных экономических исследований и Центра исследований миграции и этничности.
Как отмечается, в ходе опроса респондентов просили рассказать про пять человек, с которыми они общаются больше всего. Про каждого собиралась следующая информация: пол, страна рождения, родной язык, место знакомства с респондентом и нынешнего проживания, является ли человек родственником и кого из остальных названных он знает.
В целом круги общения опрошенных включают в себя 70 процентов кыргызов, 12 процентов русских и 18 процентов людей других национальностей. Круги общения кыргызских мигрантов отличаются высокой однородностью: больше чем у половины опрошенных среди пяти самых близких знакомых - только кыргызы (53,5 процента). Среди близких знакомых нет русских у 63 процентов опрошенных, нет людей других национальностей у 66 процентов.
У двух третей кыргызских мигрантов круг общения состоит из тех, с кем они познакомились в Москве (65 процентов), причем почти у половины (44 процента) весь ближайший круг приобретен в Москве. Только у трети среди указанных пяти знакомых есть родственники (37 процентов), такая же часть поддерживает интенсивные связи с теми, кто сейчас проживает в Кыргызстане (37 процентов).
Наличие в кругу общения некыргызов противоположного пола - скорее исключение. Только у 6 процентов опрошенных среди пяти контактов есть русские знакомые противоположного пола, у такой же доли есть знакомые противоположного пола других национальностей.
Высокая доля кыргызов в кругу общения характерна для более молодых. У 60 процентов молодых респондентов в возрасте 18-29 лет социальные сети полностью состоят из кыргызов, а меньше всего кыргызов у самых «возрастных» респондентов - от 40 лет и старше.
Значимые различия по доле кыргызов в кругу общения у тех, кто родился и проживал до приезда в Россию в южных и северных районах Кыргызстана. Север КР со времен СССР более русифицирован, что отражается на нынешней ситуации. Родившиеся в северных областях или проживавшие там до приезда в Россию реже имеют среди своих знакомых кыргызов, чем «южане».
Кыргызов среди знакомых чаще называют те, кто родился в селе (в отличие от «горожан»), однако последующий опыт проживания в селе или городе оказывается незначимым.
Среди опрошенных не оказалось людей, чей круг общения состоял бы полностью из тех, чей родной язык - русский. Более чем у половины респондентов вообще нет русских в кругу общения. С русскими чаще общаются женщины, чем мужчины.
Тот, кто не владеет русским языком, не имеет и русских знакомых. Однако даже среди свободно говорящих по-русски только 5 процентов респондентов имеют больше трех связей с русскими, а у 57 процентов таких респондентов вообще нет русских знакомых в кругу общения.
У приехавших из северных районов Кыргызстана (родившихся или проживавших там до приезда в Россию) русские среди близких знакомых есть чаще, чем у приехавших из южных районов. С русскими общаются около половины родившихся на севере (49 процентов) и около трети (32 процента) родившихся на юге. Аналогично среди проживавших до приезда в Россию на севере таких 45 процентов, на юге - 33.
Доля знакомств с людьми других национальностей, не русскими и не кыргызами, выше у тех, кто имеет образование выше среднего. Среди тех, у кого образование среднее или не законченное среднее, таких знакомых 28 процентов, среди остальных - около половины (51 процент среди имеющих
среднее профессиональное образование, 42 процента среди имеющих высшее).
Наличие знакомств с людьми разных национальностей более характерно для людей старшего возраста - от сорока лет. Среди них почти половина (49 процентов) имеют таких знакомых - в отличие от 29 процентов среди самых молодых и 32 процентов в «зрелой» возрастной группе.
Родившиеся в северных областях Кыргызстана чаще имеют среди знакомых людей других национальностей - не русских и не кыргызов. Такие знакомства встречаются у 46 процентов «северян» и только у 30 процентов «южан».
Проживающие в России с детьми до 18 лет чаще остальных имеют знакомства с людьми других национальностей. Среди имеющих ребенка в РФ таких 41 процент, а среди тех, у кого нет ребенка или нет его в РФ, - 33 процента. У 4 процентов опрошенных, проживающих с детьми в России, основа круга общения - это люди других национальностей.
Статистически значимыми оказались различия в знакомствах с людьми других национальностей по переменной, связанной с отслеживанием политической жизни в Кыргызстане. Среди тех, кто следит за политикой в КР, четверть (24 процента) имеют больше трех связей с людьми других национальностей (против 13 процентов среди тех, кто за политической ситуацией не следит).
Женщины чаще мужчин общаются с родственниками: родственники присутствуют в ближнем кругу у 34 процентов женщин против 22 процентов у мужчин. Меньше всего родственников в кругу общения у людей старшего возраста (от сорока лет). Лишь у десятой части (13 процентов) родственники фигурируют в списке из пяти ближайших знакомств. В группе самых молодых родственники присутствуют у 30 процентов, в «зрелой» группе - у 34 процентов.
Среди тех, кто по-русски говорит свободно, круг общения включает в себя родственников только у пятой части (20 процентов) - в отличие от остальных, среди которых родственники есть в кругу общения только у трети (37 процентов).
Родившиеся в селе поддерживают связи с родственниками чаще, чем родившиеся в городе. Родственники присутствуют в кругу общения трети «селян» (33 процента) и пятой части (18 процентов) «горожан».
По доле родственников в группе общения значимо различаются респонденты с наличием и отсутствием опыта внутренней миграции в Кыргызстане. Среди тех, кто переезжал, родственники в кругу общения есть у 32 процентов (25 процентов среди остальных). Среди тех, кто переезжал между селом и городом, родственники в кругу общения присутствуют у 39 процентов, среди остальных - у 24 процентов.
Для низкодоходных групп характерна весомая доля родственников в кругу общения: более трех связей из пяти приходится на родственников у 13 процентов мигрантов с самыми низкими доходами (20 тысяч рублей в месяц и менее) и у 10 процентов среди тех, чей доход составляет 21-30 тысяч. Напротив, в группе с самым высоким доходом число связей с родственниками ограничивается одной-двумя (39 процентов), но при этом доля тех, кто не назвал ни одного родственника, ниже, чем в остальных трех группах (62 процента против 69, 75 и 88 процентов).
Тот, кто отслеживает события в своем населенном пункте в Кыргызстане, чаще опирается в связях на родственников: почти треть таких «транснациональных» мигрантов имеет в социальных сетях родственников (из них у 6 процентов социальная сеть полностью состоит из родственников) - в отличие от 23 процентов среди остальных.
Знакомства, приобретенные в Кыргызстане, для проживающих в Москве кыргызских мигрантов сохраняют значимость, только если эти знакомые тоже проживают в Москве. У большинства мигрантов круг общения сосредоточен в Москве.
По результатам анализа российские эксперты выделили четыре группы общения кыргызских мигрантов в Москве. Первая - земляческо-родственный (33,5 процента респондентов). Ее представители в основном общаются с кыргызами, с которыми они познакомились на родине. В их круг общения входит только 3 процента русскоязычных. Вторая - «русский» (6,9 процента респондентов). Ее представители в основном общаются с людьми, с которыми они познакомились в Москве и чей родной язык - русский. Так, в среднем 90 процентов знакомств приобретены в Москве, и для 75,7 процента названных знакомых родным языком является русский.
Третья группа - интернациональная (23 процента респондентов). Ее характеризует то, что большинство знакомых не кыргызы и не русские, и познакомились они с ними в Москве. В среднем в группе 91 процент связей приобретен в Москве, лишь 17 процентов знакомых - русскоязычные, а для 63 процентов родным языком не является ни русский, ни кыргызский.
Четвертая группа - «Кыргызтаун» (36,6 процента). Она названа так по аналогии с Чайнатаунами в европейских и североамериканских городах, поскольку подразумевает формирование в Москве обширной социальной сети с высокой концентрацией в ней кыргызов, хотя она пространственно не локализована. Характерная особенность представителей группы - преобладание в кругу общения кыргызов, с которыми познакомились в Москве. В среднем представитель группы приобрел 89 процентов близких знакомств в Москве, при этом 91 процент близкого круга составляют кыргызы.
По полу наиболее сильно выделяется «русская» группа, в которой преобладают женщины (61 против 39 процентов), а наиболее «молодежными» являются земляческо-родственная группа и «Кыргызтаун». Наибольшая доля старших возрастов - среди респондентов из интернациональной группы.
Есть значимые различия между группами и в уровне образования. Наиболее образованная - интернациональная, в ней 39 процентов имеют высшее образование, наименее - «русская». В ней 78 процентов заканчивали только школу, а высшее образование есть лишь у 17 процентов респондентов. В интернациональной больше и тех, кто получил среднее профессиональное образование - 16 процентов.
Значимы различия по региону рождения. В «русской» группе максимальная доля «северян», а в земляческо-родственной и «Кыргызтауне» - «южан». Сельских по месту рождения мигрантов значительно больше в земляческо-родственном кластере: 70 процентов родились в селе и только 30 процентов - в городе. Наименее сельская - «русская» группа. Среди ее респондентов 50 процентов родились в городе.
Наиболее поляризованная по доходу - земляческо-родственная группа. В ней самая высокая доля низкодоходных мигрантов (45 процентов), и при этом больше, чем в остальных, состоятельных кыргызов (10 процентов). Наибольшее число «середнячков» - в «русской» и интернациональной группе, которые наполовину состоят из тех, кто получает 21-30 тысяч рублей в месяц.