10:46
USD 86.46
EUR 93.37
RUB 1.03
СНГ

Алексей Власов: Самый правильный путь к успеху – не подкармливать элиту, а мобилизовать имеющиеся в Кыргызстане ресурсы

Кыргызстан декларирует стратегическое партнерство с Россией и торопится вступить в Таможенный союз. Тем не менее в последний год в отношениях между КР и РФ наблюдается неприкрытое противостояние. Российские власти отказываются от упрощенного порядка предоставления гражданства кыргызстанцам, желающим стать российскими гражданами, потом сообщают, что не будут принимать граждан из Центральной Азии по внутренним паспортам. Во время визита в Москву в феврале Алмазбек Атамбаев неожиданно усомнился в том, насколько Кыргызстану необходима военная база его главного стратегического партнера. Что происходит между двумя странами и чего ожидать в дальнейшем? Об этом ИА «24.kg» рассказал директор Центра по изучению постсоветского пространства МГУ Алексей Власов.

- Как вы оцениваете отношения России и Кыргызстана? Действительно ли они ухудшаются?

- Отношения достаточно противоречивые. С одной стороны, Россия и Кыргызстан заявляют о стратегическом партнерстве и продвижении в сторону более активного участия Кыргызстана в евразийских интеграционных процессах, прежде всего, в Таможенном союзе. С другой - делаются заявления, которые не совсем соответствуют статусу стратегического партнерства. Это может быть интерпретировано как попытка некоторых кыргызских политиков вбить клин в отношения между Москвой и Бишкеком, поэтому слово «противоречивые» наиболее точно характеризует отношения между двумя странами.

- Как думаете, осложнились ли эти отношения после февральских заявлений Алмазбека Атамбаева?

- Мне кажется, в Москве с пониманием отнеслись к риторике Алмазбека Атамбаева, учитывая, что он находится под постоянным давлением со стороны оппозиции. Эта нервозность иногда сказывается и на той риторике, которую он использует в характеристике отношений с союзниками и партнерами. Я не думаю, что Алмазбек Шаршенович рассматривает отношения с Россией как вопрос второстепенного характера. Поэтому партнеры и друзья всегда смогут встретиться и обсудить вопросы за столом переговоров, не перенося возникающие противоречия в публичную плоскость. Думаю, это эпизод, и на его основании нельзя говорить, что в двусторонних отношениях наметилось охлаждение.

- Как сейчас в России относятся к парламентской форме правления, которая установлена в Кыргызстане, ведь Москва негативно восприняла эти изменения?

- Я так не думаю. Большинство экспертов понимают, что парламентская форма - вынужденный шаг, поскольку в Кыргызстане, где велик клановый фактор, только парламентская система - компромиссный вариант согласования интересов различных групп влияния. Необходимость сохранения стабильности и устойчивости, когда нет харизматичного политика, как в соседнем Казахстане, который мог бы выставить жесткую президентскую вертикаль, просто подталкивает Кыргызстан к парламентско-президентской форме правления. Но какое будущее ждет Кыргызстан? Вопрос открытый.

- За два года существования новой формы правления смогла ли Москва выработать стратегию работы с Бишкеком?

- Эта работа предполагает определенную диверсификацию контактов, потому что нужно контактировать со всеми силами, представляющими кыргызский политический класс, уважать выбор кыргызского народа и признавать то, что Азмазбек Атамбаев является законно избранным президентом. В то же время необходимо внимательно отслеживать процессы в кыргызском обществе и в политическом классе, чтобы иметь представление о настроениях и задачах всех политических сил: и Мадумарова, и Ташиева, и Келдибекова. Тот период, когда Россия смотрела на любую центральноазиатскую республику только через призму взгляда власти, в Кыргызстане невозможен. Как раз потому, что у вас парламентская форма правления: коалиция может в любой момент поменяться, может быть сформирован новый состав правительства. Значит, нужно понимать, с кем России сотрудничать. Для этого нужно много информации о той ситуации, которая складывается в стране.

- Чего ожидают во внешней политике России с приходом Владимира Путина? Чего ждать странам Центральной Азии?

- Движение в сторону евразийской интеграции усилится, будут приняты меры экономического и военно-политического характера для поддержки наших партнеров в Центральной Азии и на Кавказе.

- Тогда вопрос в области экономики. Кыргызские власти возлагают большие надежды на совместные инвестиционные проекты в энергетике. Как вы думаете, они реальны?

- Этот вопрос журналисты задают с периодичностью раз в год: возникают надежды, потом возникают новые надежды, и они не оправдываются. Мне кажется, это проекты, которые полностью зависят от политической воли, хотя мы говорим о прагматизме и доминировании экономики над политикой. Как раз здесь в отношениях между Россией и Кыргызстаном основу составляет политическая воля: если Россия готова затратить средства на поддержку кыргызской экономики, то не через предоставление кредитов, а развивая производящие отрасли. Мне кажется, это самый правильный путь - не подкармливать элиту, а дать возможность мобилизовать все ресурсы, которые есть у Кыргызстана в энергетике, и попытаться перезапустить экономический проект внутри самого Кыргызстана. Только так можно достичь успеха. Это будет позитивно оценено и самим кыргызским обществом.

Бизнес