06:18
USD 84.53
EUR 102.55
RUB 1.15
Бизнес-инфо

Вопросы снабжения топливом авиабазы «Манас» столкнулись с давлением и с кыргызской, и с русской сторон

Москва, 5 октября (ПРАЙМ-ТАСС)

Руководство Кыргызстана в лице главы государства хочет, что называется, «вырезать», отстранить посредников, поставляющих топливо в Транзитный центр «Манас». Данный центр имеет ключевое значение для материально-технического обеспечения и технологической подготовки Вооруженных сил США в Афганистане и является наиболее важным американским аванпостом, оставшимся в Центральной Азии.

Тем не менее новая администрация Кыргызстана предлагает сделку, по которой был бы установлен новый посредник - на этот раз, контролируемый кыргызско-русским совместным предприятием. Кыргызстан предложил, и США предположительно согласились с этой организацией поставки топлива в «Манас», по сообщениям СМИ со ссылкой на высокопоставленных чиновников правительства Кыргызстана.

По условиям сделки российский энергетический гигант «Газпром» будет поставлять топливо для реактивных двигателей кыргызскому государственному предприятию, которое будет далее распространять топливо в «Манас», отсекая независимые сторонние компании. Предполагаемое преимущество данной расстановки в том, что государство будет зарабатывать около $60 миллионов в год, и посредников не будет. Только вот посредники никуда не исчезнут. Кыргызская сторона не заявляет об этом громогласно, но в новой конфигурации также существует посредник.

Согласно подробностям контракта, известным из источника, близкого к сделке, кыргызское государство уже имеет договоренность по поставке топлива, где посредником является «Мега Ойл», зарегистрированный в Бишкеке. «Мега Ойл» - компания, сотрудничающая с «Газпромом», заключила контракт в начале августа на ввоз 100 тысяч тонн топлива для реактивных двигателей с «Газпром Нефть Аэро» и будет поставлять это топливо для кыргызского государственного предприятия, именуемого Заправочный комплекс «Манас».

Условия договора действуют до конца года и обязывают использовать это топливо исключительно для нужд гражданской авиации, обслуживания грузовых и пассажирских рейсов, запрещая перепродажу топлива третьим лицам. Но правда в том, что конечное использование топлива не так-то легко отследить, так как по прибытии в «Манас» оно может быть использовано по другому назначению. Нанимать посредника для поставок удобно, так как и производитель, и пользователь могут заявить о незнании того, что происходит во время транспортировки и за пределами сопутствующих документов. Осведомленные же люди предполагают, что топливо может применяться в военных, а также в гражданских целях.

На протяжении многих лет поставки топлива в «Манас» были предметом разногласий, что в конечном счете способствовало насильственному отстранению двух предыдущих президентов Кыргызстана - Аскара Акаева в марте 2005 года и Курманбека Бакиева в апреле этого года.

Пентагон открыл новый тендер для рассмотрения заявок от подрядчиков на поставку топлива. С 2001 года «Манас» является одним из важнейших центров по материально-техническому обеспечению и технологической подготовке военных действий США и НАТО в Афганистане. Российская оппозиция и последние события в Кыргызстане подчеркнули хрупкость этого военного опорного пункта США.

Руководитель Кыргызстана знает это лучше всех как бывший посол Кыргызстана в США и как министр иностранных дел при президенте Бакиеве, которому она помогла уйти с политической арены. По всей вероятности, тогда уже обсуждалось новое соглашение о поставках топлива.

Пока будущее поставок топлива в «Манас» находится в стадии обсуждения и ведутся переговоры между различными ведомствами США и государственными подразделениями, ясно одно: посредничество, руководимое иностранными правительствами, в конечном счете приведет к увеличению зависимости военной компании Афганистана, возглавляемой США, от российских поставок топлива. Также это могло бы весьма вероятно увеличить счет, который оплачивает США, и уменьшить контроль над маршрутами поставок топлива, включая своевременность и качество топлива.

Региональные научные и военные эксперты сходятся во мнении, что русские всегда были рады обвить руки вокруг поставок топлива на военную компанию США, несмотря на формальное возражение реэкспорта их топлива в Афганистан. Они могут еще взять распределение в медвежьи объятия с небольшой помощью от центральноазиатских союзников и с учетом шатких южных маршрутов поставок топлива через Пакистан. Но это не получится, ведь все заявления, наоборот, без посредников.

Статья написана Евгением Илади, независимым писателем, освещающим темы, связанные с технологиями, энергетикой, бизнесом и политикой.

Мнение специалиста

Талас Акылбеков, заместитель руководителя общественно-патриотического движения «Калыс»:

«Который раз уже на слуху общественности как региональной, так и международной, тема поставки топлива Центру транзитных перевозок в «Манасе». Складывается впечатление, что представителям местной власти вся эта история как «бельмо на глазу», не дающая покоя ни руководству Кыргызстана, ни освещающим происходящее журналистам. Последние, кстати, якобы радея за страну, переписывают просто и даже лицемерно уже существующие статьи на эту тему, не разобравшись и не поняв самой сути вопроса. Часто журналисты выполняют указания или задания своих работодателей и так называемых координаторов. Те в свою очередь напрямую заинтересованы перехватить инициативу по поставкам топливам любыми путями, при этом не брезгуя ни интригами, ни грязными информационными технологиями. Интересно подметить, что имела в виду наш уважаемый президент переходного периода, когда говорила о серых схемах или темных углах контрактов на поставку топлива ЦТП? Ведь уже первые поставки вновь созданному госпредприятию «Топливозаправочный комплекс «Манас» пошли с использованием т.н. «прокладки». Не слова ли уважаемого президента Отунбаевой и политика вновь созданного ГП напрямую поставлять топливо без услуг фирм-посредников, будь то гражданская авиация или, если это когда-нибудь будет, Центр транзитных перевозок. Однако новоявленные «советчики» или «знающие» люди, вводя президента в заблуждение и не желая упускать столь удобной возможности, предлагают свою схему поставок. А схему «знающие» люди предложили простую. Заключается контракт между ЗАО «Газпром Нефть Аэро» и кыргызским ОсОО «Мега Ойл» на поставку второму авиационного топлива на условиях FCA ст. Комбинатской (продажа на станции завода) по цене $670 за одну тонну. В свою очередь ОсОО «Мега Ойл» продает это топливо ГП ТЗК «Манас» уже на условиях DAF ст. Луговой (продажа на границе) по цене $850 за тонну. В российской ГТД «Мега Ойл» не фигурирует, что наталкивает на мысль о его предназначении исключительно только как «прокладки». Стоимость услуг перевозки по территории РФ и Казахстана составит ~$90. А $90 «Мега Ойл» оставило себе (интересно, кому принадлежит «Мега Ойл» и как будут «распиливать» эти $90 и между кем?). Спрашивается: почему ГП ТЗК «Манас» покупает у какой-то «Мега Ойл» топливо по завышенной цене, в то время как бьющая себя в грудь новая власть обещала исключить всех посредников??? Многое во всей этой истории становится непонятным, серым и даже темным, особенно в углах этих контрактов. Это очень даже удивительно, и порой смешно наблюдать, когда в Кыргызстане кипят политические страсти и от власть имущих звучат обещания покончить с коррупцией, кое-кто торопливо выстраивает свои сомнительные схемы».

http://www.prime-tass.com/news/show.asp?id=700000148&topicid=0

Бизнес