Эксперты призывают сдержанно и взвешенно относиться к получению кредитов, даже если речь идет о жизненно важных отраслях. Таких как дорожное строительство.
«Все кредиты, которые мы берем на дорожное строительство и реконструкцию, не подкреплены конкретными доходными статьями, то есть источник погашения не предусмотрен. Как и в недавнем случае, когда Кыргызстан взял у Экспортно-импортного банка Китая очередной заем на строительство дороги Север - Юг. Необходимо менять подход к этому процессу. Тем более что инструменты есть», - заявил ИА «24.kg» экономист, заместитель директора консалтинговой компании Smart Business Solutions Central Asia Марат Мусуралиев.
По его словам, НИСИ КР было создано предложение о внесении изменений в закон о внешнем долге о том, что средства на тот или иной проект могут быть заимствованы только в том случае, если, во-первых, определен конкретный источник погашения, а во-вторых, что курирующее процесс ведомство должно представить точные расчеты, что данного источника будет достаточно.
«Например, опять же, возвращаясь к дорожным кредитам. На сегодняшний день наши дороги «не работают», а ведь они могут существовать и на коммерческой основе. Как это, например, предусмотрено у наших соседей - Таджикистана, где для отдельных транспортных групп (грузовых, как правило) на определенных дорогах предусмотрены коммерческие условия проезда», - привел пример Мусуралиев.
Кстати, утверждает эксперт, введение «дорожной» коммерческой составляющей при грамотном подходе может не только позволить расплачиваться за кредиты, но и должным образом обеспечивать амортизацию самих дорог.