07:09
USD 88.85
EUR 94.92
RUB 0.96
Бишкек-24

Муниципальный транспорт: быть или не быть?

До апреля 2010 года о Бишкекском пассажирском автотранспортном предприятии - БПАТП - горожане практически ничего не слышали. Автобусы курсировали без перебоев, и этого было достаточно. После известных событий, когда произошел ощутимый сбой в работе муниципального транспорта, БПАТП зазвучало. В дни революции разбили более сотни автобусов, большинство из которых простаивают по сей день. Кроме того, увеличилось количество микроавтобусов. Вышли на линии 11 маршрутов, закрытых ранее, составив значительную конкуренцию муниципальному транспорту.

Так или иначе, с апреля 2010 года убытки БПАТП росли вместе с долгами, достигнув к августу 50 миллионов сомов, что сказалось на оплате труда водителей. Последние вышли на митинг, правда, причиной протеста стало увольнение начальника предприятия. Несмотря на недовольство работников базы, ее возглавил другой человек. Однако 7 сентября в прессе вновь заговорили о предприятии. Причиной тому стала остановка работы машин из-за отсутствия дизельного топлива. Очередной новостью стали недавние выступления водителей, недовольных сложившейся ситуацией на предприятии, а также закрытие ряда автобусных линий. Развеять или подтвердить опасения по поводу развала базы взялся вице-мэр города Бишкека, курирующий данный вопрос, Торобек Имашов.

- Сколько автобусов ежедневно выходит на линии?

- Около 250-260 машин. Как вы знаете, недавно по линии гранта мы получили 161 автобус, из которых 105 остались в городе Бишкеке, 35, согласно распоряжению президента переходного периода Розы Отунбаевой, переданы в Ошскую область, 15 - в Джалал-Абадскую, еще 6 отошли в распоряжение Министерства внутренних дел КР. Для столицы мы разработали новые маршруты, которые увязали с жилыми массивами «Кок-Жар», «Колмо», «Ак-Босого», «Ак-Орго» и другими.

Информация о том, что мы закрываем линии, не совсем верная. Мы временно приостановили работу некоторых маршрутов. Это ежегодная практика. В посленовогоднее затишье выводить на линию все машины просто нерентабельно. Сейчас автобусы работают в обычном режиме. Хочу также заметить: анонимные сообщения о том, что на БПАТП водители бунтуют, - это не что иное как информационная атака. Мы провели служебное расследование и выявили тех, кто подстрекал сотрудников и звонил в СМИ.

- Информация об огромных долгах автобусной базы и троллейбусного парка тоже не верна?

- Долги есть. У БПАТП они составляют около 40 миллионов сомов. Однако тянется это еще с 2009-2010 годов. И вызвано тем, что оборотные средства предприятия - 47 миллионов сомов - были привлечены на строительство третьего парка. Они как раз и выпали. Причем территория, на которой расположена база, не муниципальная. В свое время она продана частному лицу за 9 миллионов сомов. У троллейбусников долг также есть, но он текущий и вскоре будет погашен.

- Как же конкуренция со стороны частных извозчиков? Разве она не влияет на финансовые трудности муниципального транспорта?

- Всего 144 маршрута, которые обслуживают 24 фирмы-перевозчика. Таким образом, на линию выходят более 2 тысяч бусиков.

- Не больше?

- Контролирует этот вопрос управление городского транспорта столичной мэрии, которое ежемесячно заключает договор с перевозчиками. Согласно документу, дублирование потока составляет не больше 30-40 процентов. Иначе нерентабельно.

После апрельских событий, согласно решению суда, восстановлены 11 маршрутов. Но вот они действительно работают на тех же линиях, что и муниципальный транспорт. Это в какой-то степени влияет на линейную выручку.

- Вновь закрыть эти дублирующие маршруты не собираетесь?

- Прежде чем убрать, надо предоставить альтернативу. Иначе снова будут протесты, пикеты. При этом муниципальный транспорт пока не может полностью обеспечить потребности столицы. Необходимо 500-600 большегрузных автобусов и 300-400 троллейбусов.

Сейчас в троллейбусном парке - 80-90 машин. Этого крайне не достаточно. Европейский банк реконструкции и развития готов выделить Кыргызстану средства на закупку троллейбусов. Нам выгодно увеличить их число, так как республика сама вырабатывает электроэнергию. А вот цена проезда в автобусах зависит от стоимости ГСМ, которая постоянно меняется. Кроме того, для новых троллейбусов не требуется запускать новые линии, потому как они уже существуют, но не используются. Вот когда мы обзаведемся машинами в достаточном количестве, с центральных улиц можно будет вывести все маршрутки.

- Не встанут ли автобусы с наступлением холодов из-за нехватки средств на ремонт?

- Холода уже заканчиваются, скоро потепление. Во время крещенских морозов при низкой температуре автобусы же курсировали.

К слову, в ближайшее время мы планируем перейти на безналичный расчет. То есть ввести пластиковые карты, чтобы водитель, сидя за рулем, не собирал оплату за проезд с пассажиров. Это опасно, да и человек может выскочить, не заплатив. Зачисляться средства на карту будут через точки оплаты, с которых при входе в транспорт их будут снимать.

- Как быть с заработной платой водителей? БПАТП испытывает трудности с ее выплатой в полном размере?

- Автобаза находится на хозрасчете, то есть на самообеспечении. Из городской казны выделяются дотации на льготный проезд школьников, пенсионеров, людей с ограниченными возможностями здоровья. Муниципалитет оплачивает коммунальные услуги, выделяет линии. Зарплату мы не платим.

- Кризис автобазы затянулся, сможет ли она самостоятельно выкарабкаться на хозрасчете?

- Поскольку это предприятие все-таки относится к мэрии, мы поддержим БПАТП. Кстати, мы уже приобрели в Китае необходимые запасные части, 16 лобовых стекол для тех автобусов, которые повредили во время апрельских событий. После утверждения бюджета на 2011 год планируем выпустить все машины на линии.

Бизнес