Маршрутки давно стали неотъемлемой частью столицы. За годы независимости власти растеряли практически весь муниципальный транспорт. С задачей развоза бишкекчан худо-бедно справлялись частники. В 2008-2009 годах муниципалитет наконец обзавелся тремя сотнями автобусов. Но маршрутные такси не пожелали терять доходные места. В настоящее время в столице курсируют около 4 тысяч машин, в том числе автобусов, троллейбусов и бусиков. Последних, по официальным данным, насчитывается 2 тысячи 835 единиц.
Техническое состояние маршруток, профессионализм водителей, их отношение к пассажирам, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Сотрудники мэрии совместно с Управлением безопасности дорожного движения ГУВД города Бишкека дабы навести порядок в этой сфере периодически устраивают рейды, к последнему из которых сегодня и присоединился корреспондент ИА «24.kg».
Водитель заказанного на прокат бусика по дороге на конечную остановку в 12-м микрорайоне, несмотря на сидящего в салоне инспектора УБДД ГУВД, около 10 раз нарушает правила дорожного движения. Так и хочется воскликнуть: «Такое может быть только у нас!».
По пути замечаю аварию: водители легковой машины и маршрутного такси что-то доказывают друг другу. К слову, за 9 месяцев 2010 года с участием пассажирского транспорта произошло 103 ДТП, в которых погибло 10 человек, телесные повреждения получили 109. Из них по вине водителей случилось 63 аварии, в которых скончались 9, ранены 69 пассажиров.
Добравшись до конечной, обнаруживаем на стоянке всего около 20 машин. Обычно в это время их собирается там не меньше сотни. Причем водители охотно позволяют осмотреть свое движимое имущество, которое, на удивление, отвечает всем нормам.
- Согласно постановлению депутатов Бишкекского городского кенеша, водители не имеют права находиться на рабочем месте в спортивной форме, курить и грубить. Они обязаны объявлять остановки, посадку и высадку осуществлять только в положенных местах. В салоне должно быть 11 сидячих мест, - разъясняет начальник отдела учета анализа профилактики УБДД ГУВД города Бишкека Баймурза Чыбаев.
- Что нужно сделать, чтобы эти нормы исполнялись?
- Мы не можем поставить на каждом перекрестке инспекторов, которые будут следить за этим. Мне кажется, просто нужно запускать на линии автобусы большой вместимости.
Отправляемся в следующий пункт назначения - микрорайон «Джал». Но сопровождающий нас начальник отдела УБДД ГУВД города Бишкека временно забирает сотовый телефон у приставленного к нам водителя и меняет направление на «Аламедин-1». Оказалось, наш водитель предупредил своих коллег-маршруточников в 12-м микрорайоне.
На конечной в «Аламедине-1» останавливаемся у первой же маршрутки. Инспекторы отмечают массу нарушений: разбитое лобовое стекло, сломанный бампер, 8 сидячих мест в салоне. По остальным машинам примерно такие же замечания. Водители, заметив нежданных гостей, спешно разъезжаются.
«В апреле-мае 2010 года был проведен технический осмотр 2,5 тысячи микроавтобусов, из них 124 его не прошли. С 5 октября по 15 ноября начат второй этап. Нами проверено 1 тысяча 34 маршрутки, из которых 266 отправлены на капитальный ремонт», - говорит инспектор отдела технического надзора УБДД ГУВД города Бишкека Чынгыз Маматов.
По окончанию рейда водителя, возившего нас, все же отчитали за нарушения ПДД, а также убедительно попросили убрать приклеенный на стекло календарь с красующимся на нем экс-мэром города Бишкека, нынче парламентарием - Нариманом Тюлеевым. Что и было сделано.
P.S. По словам вице-мэра столицы Торобека Имашова, количество маршрутных такси в городе Бишкеке в ближайшее время не уменьшится. Очевидно, что власти не считают нужным сокращать их, несмотря на недовольство горожан пробками и финансовыми проблемами подотчетного муниципального транспорта, который недополучает прибыль из-за жесткой конкуренции со стороны водителей около 3 тысяч микроавтобусов.