Людская масса со всего Кыргызстана постепенно оседает в столице. В регионах остаются жить в основном дети да престарелые, земледельцы и скотоводы, благодаря которым пока живо сельское хозяйство и все мы не умерли с голоду. И все! Промышленности-то в стране давно нет - негде провинциальному человеку работать. Трудно предположить, что, например, в городе Мин-Куше можно развивать банковское дело или индустрию развлечений. Вот и погибают города, стоят опустевшие микрорайоны, а их жители устремляются за границу трудовыми мигрантами или на заработки и постоянное проживание в Бишкек. Беднякам купить квартиру в столице не под силу. Потому и захватывают земли, возводя хибары.
Еще в 2005 году на волне самозахвата постановлением правительства Кыргызстана 260 гектаров земель передано под строительство жилмассива «Ак-Ордо». С тех пор жители этой новостройки время от времени требуют присоединить их к Бишкеку. Они верят: только будучи столичными жителями, им удастся добиться получения таких человеческих благ, как электричество и водопровод.
Новостройка «Ак-Ордо» молодая, и деревьев здесь нет, а просторы заросли сорняком. Всюду мусор, ибо помойка всего одна, и та далеко. Нет школы, нет больницы, зато на одном из зданий бодро развевается флаг известной политической партии. Да, нельзя забывать об избирателе, где бы он ни проживал. А завоевать доверие человека, бытующего в подобных условиях, просто. Пообещай благотворных перемен - и он пойдет за тобой хоть на край света. Неудивительно, что большинство негативных течений в столице исходит именно из новостроек.
Как оазис цивилизации в «Ак-Ордо» - аналог супермаркета в виде киоска размером 3 на 1,5 метра. На прилавке умещается все необходимое - хлеб, масло, яйца, выпивка, курево, канцтовары, игрушки...
Жителей в новостройке в рабочее время немного. В основном женщины, ведущие домашнее хозяйство, и пьяные мужики, уныло слоняющиеся огородами. На пустыре мальчишки играют в футбол резиновым сланцем.
Самые трудолюбивые носят воду издалека, взращивая томаты и капусту. Велика все-таки в нашем человеке тяга к земледелию! Заниматься им в таких условиях - большой подвиг.
И с электричеством проблемы. Часть новостройки, расположенная ниже главной дороги, подключилась к коммуникациям незаконно и попросту ворует свет. Вместо столбов используют длинные бревнышки, лишь слегка вкопанные в землю. Кое-где они накренились на 45 градусов, и можно легко достать до проводов руками. Подует сильный ветер - свалится столбик окончательно. И прямо на жилой дом.
Кое-кто к решению проблем подходит со смекалкой. Негоже, чтобы дождевая вода стекала с крыши прямо под фундамент, подмывая хилую глиняную постройку. Для того и нужны желоба. Их наш человек делает из склеенных друг с другом пластиковых бутылок. Направляют желоба в просторные бочки, решая проблему водоснабжения. Дождевой влагой жители новостроек стирают белье и моют посуду. А могут и чай вскипятить!
Уже давно пора сюда явиться экспертам из комиссии по правам человека ООН. Ведь у каждого есть право на достойное жилище.
А какое оно у жителей «Ак-Ордо»? Зайдешь в хибару - никакой утвари нет, даже стульев. Но телевизор имеется. Для нашего человека это святое. Можно смотреть легкомысленные шоу, слезливые сериалы и предвыборные дебаты. На земляном полу постелен ковер, в углу - маленькая духовка. Здесь же делают лепешки. Рядом старый письменный стол со сваленными сверху покрывалами и одеждой. Под столом постелен матрац, на котором спят дети. В другой комнате - опочивальня. Здесь стоят старая двуспальная кровать и... еще один телевизор.
Видит нищий житель новостройки дорогую мебель и бытовую технику в крупных супермаркетах столицы и расстраивается: «Я ведь тоже работаю, почему не могу позволить себе материальные блага?». Отсюда и позывы к мародерству.
Разорили промышленность в стране, оглупляем народ с экранов телевизоров, а после удивляемся, почему так много в нашем обществе агрессивно настроенных субъектов. Но чтобы предупредить новую волну народного недовольства и самозахвата земель, нужно обеспечить жителей регионов доступным образованием и работой. Тогда наш человек сперва подумает, отправляться ли ему за рублем в крупный город либо остаться в родном селе поднимать народное хозяйство республики и свою жизнь.