00:03
USD 86.80
EUR 91.85
RUB 0.85
Бишкек-24

Помоги себе сам, или Один день в инвалидной коляске

Тяжела доля инвалидов. И с этим трудно не согласиться. Задумывались ли вы над тем, как, например, посетить общественное заведение или магазин человеку в инвалидной коляске? Как ему подняться туда по ступенькам, преодолеть пороги? Какие трудности его там ожидают?


Корреспонденты ИА «24.kg» решили на собственном опыте проверить, каково человеку с ограниченными возможностями передвигаться по городу. Для чистоты эксперимента мы раздобыли инвалидную коляску, в которую уселась я, и покатили по улицам. Оговорюсь сразу: мы никого не собирались обманывать или разыгрывать. Если спрашивали, так и отвечали: нет, девушка не инвалид, мы ставим эксперимент на выживание человека в коляске на городских улицах. Эксперимент жесткий, возможно, кого-то эпатирующий, но полученный результат того стоил.


Раз ступенька, два ступенька…


Нелегко, скажу я вам, передвигаться в коляске для инвалида. Вы не задумывались, как преодолеть на ней препятствия на тротуарах? Вот и я тоже. Колеса беспрестанно проваливались в многочисленные ямы и натыкались на ухабы, что сразу поставило меня в тупик. Эксперимент грозил завершиться, так и не начавшись.


Тротуары лучше преодолевать на джипе…


…А еще лучше - на танке. Первыми не выдержали мои руки, вернее, пальцы – через десять метров по выбоинам в тротуарах они отказывались хвататься за колеса коляски. Пот катился с меня градом. Сердце колотилось, норовя выскочить из груди.


За полчаса удалось преодолеть метров десять, силы оставили меня. И тут на помощь пришли мои сердобольные коллеги. Они поочередно протаскивали нас (мы с коляской стали одним целым) через бордюры, вытирали со лба пот и при этом пытались шутить, дабы взбодрить меня. Усложняла обстановку и реакция маленькой девочки, которая долго сопровождала нас на велосипеде. «Что тебе надо, девочка? - спросила я. – Хочешь, чтобы я тебя покатала на коляске?». Ответ был неожиданным. «Вот еще! Я же не инвалидка, как ты!», - высокомерно усмехнулась она.


Есть на свете и добрые люди


Второй сюрприз ожидал меня у супермаркета «Караван». Знаю, что практически у всех магазинов пандусов просто нет. Данный супермаркет отличился гуманностью. Но и здесь было одно «но»: покатые въезды расположены под таким углом, что втащить на них коляску можно разве что на прицепе. Не обращая внимания на зевак, я при помощи моих коллег гордо въехала в магазин. Что ж, зал был великолепен, а вот как со вторым этажом?


«Да, день обычного человека делится на минуты и часы, а жизнь инвалида - на ступени и пандусы… Просто мука!», - проносится у меня в голове. «А лифт есть?», - простонав, спрашиваю у администратора. Лифт, к нашему счастью, был. И даже эскалатор не лестничный, а покатый, резиновый, вел в расположенный в подвале супермаркет «Столичный». Главное, вовремя нажимать на тормоза, иначе можно покатиться вниз кубарем. Без помощи посторонних инвалиду и здесь не обойтись.


Но настоящее потрясение я пережила у Национального хирургического центра. У входа в клинику расположены два непроходимых пандуса, рассчитанных больше на детские коляски, и заасфальтированная горка. Просидев беспомощно минут десять, я не выдержала и попросила помощи у женщин, проходивших мимо. «Нет времени, девушка, торопимся. Помоги себе сама», - ответила мне «добрая» тетя.


Посидев несколько минут в оцепенении, я почувствовала, что кто-то сзади стал подталкивать меня. Это был молодой мужчина, который сказал: «Не плачьте, не надо расстраиваться, я вам помогу». Хотя сделать это было нелегко. Но в моем сердце успела зародиться надежда, что есть все-таки на свете и добрые люди.


Ох уж эти подъезды!


А задумывались ли вы, как можно преодолеть на коляске ступеньки в подъезд? Заехав во двор многоэтажного дома на улице Токтогула, мы не нашли ни одного подъезда с пандусом. «Придется просить помощи у посторонних, - говорит задумчиво коллега. - Здесь даже один мужчина не сможет поднять тебя». Да уж, подъем - а тем более спуск - по крутым ступеням на коляске по своей опасности напоминает «русскую рулетку». Ведь 90 килограммов (60 моих плюс 30 - коляска) тащить на себе сможет не каждый. От подъема на второй этаж я отказалась – пожалела ребят.


Городская мэрия – не место для инвалидов-колясочников


Туда въехать мне не удалось. Просить о помощи выходящих оттуда людей я тоже не решилась. При виде меня они отворачивали головы. «Чем выше ступеньки, тем жестче люди…», - рассуждала я, рассматривая чиновников в дорогих костюмах и модных галстуках, которые легко спускались и поднимались по крутым ступеням в светлое здание, словно дразня.


«А может, катаюсь не там, где нужно?», - со слезами думала я. «Скажите, а инвалидам в мэрию вход воспрещен? Ведь здесь трудятся социальные работники? А как же Закон «О социальной защите инвалидов?», - уже с сарказмом спрашиваю у стоящего от меня на расстоянии 10 метров мужчины. «Извините, сюда инвалиды не ходят. А законы - они только на бумаге и далеки от реальности», - резюмировал он и предложил обратиться в Жогорку Кенеш. «Там законы издают, там пусть и отвечают за их исполнение», - сказал он вдогонку.


Вертикаль


Продолжая свой эксперимент, мы решаем спуститься в подземный переход на перекрестке проспектов Чуй и Манаса.


Вы катались на американских горках? Так вот, у колясочников, которые рискнут спуститься в подземный переход по почти вертикальному пандусу, ощущения те же. От головокружительной скорости дух захватывает. Признаюсь честно: я испугалась. Пришлось переезжать дорогу по пешеходному переходу. Коллега, лавирующий между машинами, что было сил толкал коляску и приговаривал: «Надо быстрее перейти, а то наша молодая цветущая жизнь может сейчас оборваться». Не успели мы доехать до середины улицы, как загорелся красный свет. А машины, рады стараться, с огромной скоростью стали проноситься мимо нас.


Улицу с трудом, но живыми, преодолеть все-таки удалось, и я оказалась у филармонии, а затем - возле университета. Посидела у памятника великому Жусупу Баласагыну и ощутила себя совершенно потерянной. Вид каждой ступеньки уже начал пугать меня. На мир смотришь снизу вверх, а он на тебя – сверху вниз. И достаточно презрительно. По крайней мере, студенты глазели на нас так, словно вместо человека в коляске сидит обезьяна. Мне хотелось крикнуть: «Разве инвалид – это не человек?!». А в их глазах лишь вопрос: «Что она тут делает?». И вправду, что? И так все понятно. Понятно, почему на протяжении всего эксперимента мы не встретили на пути ни одного инвалида в коляске. Просто Бишкек совершенно неприспособлен для их свободного передвижения.


Последние метры


Ну вот, все позади – унижение, ощущение собственного бессилия, опасность перевернуться на коляске и сломать себе шею о пороги, камни, колдобины…


Возвращаться назад на коляске я уже не могла. Прервав жестокий эксперимент, встала на ноги.


Печальный опыт позволил сделать столь же печальный вывод: наш мир, плохо обустроенный даже для здоровых людей, для инвалидов оставляет совсем мало шансов.





Бизнес