Весной 2011 года бишкекчане недолго любовались зеленым нарядом столицы. Уже к июню богатое одеяние изрядно поистрепалось: листва приобрела несвойственный для этого времени года желтый оттенок и начала стремительно облетать. Бить в колокола принялись сами горожане, которые активно обменивались мнениями в соцсетях. Позже выяснилось, что жители столицы стали свидетелями вспышки массового размножения вредителей зеленых насаждений. Насекомые поразили около 300 тысяч дубов на площади более 500 гектаров.
Осенью городские власти провели круглый стол, в котором участвовали мэр, губернатор Чуйской области, депутаты парламента, ученые и экологи. Однако на вопрос, что делать, консилиум так и не ответил. Поэтому было решено создать рабочую группу. Есть ли толк от ее работы? Ждать ли горожанам нового преждевременного листопада?
После пожара да по воду
В ходе обсуждений члены рабочей группы высказывали самые противоречивые мнения. Как оказалось, в прошлом году ученые поспешно заявили, что листву в Бишкеке и Чуйской области грызет дубовая минирующая моль. Эта ошибка стала камнем преткновения в поиске решения проблемы: нельзя бороться с тем, чему даже не можешь дать названия.
Некоторые специалисты выступали за обработку деревьев биопрепаратами, предназначенными для уничтожения конкретных, а не предполагаемых насекомых.
По признанию завлабораторией Института леса Национальной академии наук КР Нины Габрид, первые мины на листьях были обнаружены еще в 2005 году. Тогда исследователь «особого внимания этому не придала, потому что вредители всегда были в городе».
«Дубы в Бишкеке появились в середине 1950-х. С этого времени их численность увеличилась. Изучая вредителей зеленых насаждений, я всегда радовалась, что на дубе их нет. В Молдавии и Украине на этом растении зарегистрировано от 400 до 600 видов вредителей. У нас же не более десятка. Но в последние годы мы увидели, что дубы повреждаются каким-то вредителем: он образует мины на листьях. Постепенно их численность увеличилась. Пик наступил в 2009 году», - говорит Нина Габрид.
После сигналов горожан местные ученые принялись выяснять, кто же обосновался на дубах. Вероятно, чтобы успокоить общественность, обозвали вредителя минирующей молью. В конце концов, зарубежные коллеги подсказали, что это минирующий пилильщик. Однако и после этого специалисты не смогли окончательно определиться. Пока вывод такой: похож на Profenusa Pygmaea.
«Точного названия дать мы не можем, как и специалисты биологопочвенного института. Определители вредителей составлены в основном для бывшего СССР. Данных по Ближнему и Дальнему Востоку, Турции, Китаю у нас нет. По всей вероятности, вредитель завезен именно из КНР», - говорит Нина Габрид.
Противники
Проморгав крупномасштабное заражение зеленых насаждений, не определившись с видовой принадлежностью вредителей, ученые Института леса выступают категорически против обработки бишкекских зеленых зон биопрепаратами.
«Об этом и разговора не может быть, - отмечает Нина Габрид. - Не только химическими, но и микробиопрепаратами, потому что они изготовлены на основе палочковидной бактерии. В литературе я уже встречала сведения, что они опасны для человека, снижают его иммунитет. В городе и так около 50 процентов аллергиков, будет еще больше, может даже все сто».
Однако о том, как влияет на здоровье человека отсутствие зелени в загазованном городе, ученый промолчала.
«В природе очень часто бывают вспышки какого-то вида. Если мы сейчас вмешаемся, то нарушим биологическое равновесие. Убьем естественных врагов других вредителей. А их в Бишкеке более 200 видов. Убьем энтомофагов, и тогда каждый год будут вспышки, - добавляет она. - Нужно применять комплекс мероприятий: профилактических, агротехнических и лесохозяйственных. То есть следить за тем, чтобы в республику не завозили вредителей, чтобы посадка растений и уход за ними велись правильно и своевременно».
На вопрос, берут ли на себя ученые ответственность за промедление, которое может привести к гибели растений, директор Институт леса НАН КР Эшаалы Турдукулов замечает, что учреждение призвано заниматься естественными лесами. «Есть городские службы, которые должны защищать зеленые насаждения. Поэтому обвинения - не в наш адрес. Перед этой сложной проблемой институт леса пока бессилен, - добавляет он. - Нужно решить, что дороже, - больной дуб или здоровье человека».
Консенсус
Именно так представители рабочей группы назвали выделение 75 гектаров в северо-западной части Первомайского района. Эта безлюдная территория должна стать экспериментальным полигоном. С одобрения ученой общественности и под ее чутким контролем мэрия обработает местную растительность биопрепаратом. На эти цели из городской казны выделено около 900 тысяч сомов.
По словам вице-мэра Вячеслава Красиенко, после обработки все материалы будут переданы в Институт леса, НАН КР, другие организации для детального изучения. Затем комиссия вновь продолжит работу.
«Экологические организации выступают против массовой обработки зеленых насаждений в городе, так как это может нанести вред здоровью человека. Поэтому мы ограничились такими мерами», - подчеркивает заместитель градоначальника.
В чем заключается консенсус, непонятно, как и то, что хотят для себя прояснить ученые. Ну, поборет биопрепарат вредителей на этих 75 гектарах, а дальше что? Научная общественность вдруг одобрит его применение вблизи школ, детских садов, административных учреждений? Специалисты вроде бы прямым текстом заявили, что выступают против обработки растений в городе.
Тем временем
Рабочая группа составила список рекомендаций, которые в ближайшее время должно претворить в жизнь муниципальное предприятие «Зеленстрой».
«Нам поручено провести кормовую подкормку, своевременную санитарную обрезку, вырубку сухостойных, аварийных, в том числе зараженных деревьев», - сказал главный агроном МП Сергей Кравер. По данным прошлого года, поражены 300 тысяч деревьев, неужто все вырубать?
«Следует провести замену старых стволов на молодые. Для этих целей мы высадили саженцы на территории в 3,2 га на участке, прилегающем к БЧК. В течение 5-7 лет они будут там произрастать для дальнейшей посадки в городе. Кроме того, будет проводиться уборка листвы, пораженной вредителем», - продолжает специалист.
«При мэрии создается отдел защиты растений, которого до сих пор не было. Он будет следить за экологической ситуацией, распространением вредителей. Ему будут помогать ученые НАН КР, они проконтролируют обработку экспериментального участка, - отмечает Сергей Кравер. - Для этого мы выбрали биопрепарат, который в течение 5 лет успешно применяется в России. Его разрешено использовать вблизи водоемов, а также в парковых и городских зонах».
Смотреть на мир надо ширше
По мнению вице-мэра Вячеслава Красиенко, решать проблему борьбы с вредителями необходимо комплексно. «Для приобретения препаратов, спецтехники, с помощью которой можно оперативно провести обработку (момент созревания куколки всего 7-10 дней), необходимо около 10 миллионов сомов. Средства для этого есть. Однако к мероприятиям должна подключиться и Чуйская область, которую мы приглашали к сотрудничеству. Ведь это проблема не только Бишкека. Обрабатывать зеленые насаждения только в столице - это напрасный труд», - отмечает он.
«Раз не пришли к единому мнению, мы не можем брать на себя полную ответственность. Академик Биймырза Токторалиев уверяет, что обрабатывать деревья необходимо. Он считает, что нужно смело идти вперед, специалисты «Зеленстроя» с ним солидарны. Есть положительный опыт использования выбранного препарата, много статей на эту тему. Поэтому остановились пока на эксперименте. Необходима четкая позиция научной общественности. А пока президент НАН КР направил нам письмо с возражениями против массовой обработки растений на территории столицы», - пояснил Вячеслав Красиенко.
«Необходимо на государственном уровне вводить жесточайший фитоконтроль на въездах в столицу и государство. Сейчас существует формальный подход. Инспектора зачастую не обследуют грузы, благополучно их растаможивают, а товары несут на себе не только вредителей, но и бактерии. Усиливать надо экологический контроль. Это прерогатива республиканских властей. Надеюсь, в этом году примут какие-то меры», - заключает вице-мэр.
Печальная перспектива
Напомним, что впервые ученые обнаружили следы вредителя на деревьях еще в 2005 году. Возникает вопрос: можно ли было избежать массового заражения? Тогда все начиналось с дуба, в настоящее время болеют карагач, тополь серебристый и даже каштан. Правильно ли через 7 лет утверждать, что это естественный процесс? Если ученые советуют сотрудникам «Зеленстроя» вместо использования биопрепаратов вырубать пораженные растения, что же останется в городе? В конце концов, для чего вообще собирали рабочую группу в прошлом году, если ее члены заявляют журналистам, что в 2012-м горожане будут наблюдать ту же картину - голые стволы? Между тем даже далекому от науки человеку понятно: любой вредитель ослабляет устойчивость дерева к болезням, что влечет его гибель.