«Немецкая волна» (Германия). Руководители НАТО согласовали 19-20 ноября в Лиссабоне график постепенного вывода войск Североатлантического альянса из Афганистана. Процесс этот должен начаться в 2011 году и завершиться к 2014 году. Планы НАТО подразумевают тесное сотрудничество международной коалиции с властью в Кабуле. Однако вскоре после лиссабонского саммита президент Афганистана Хамид Карзай и его западные союзники обменялись весьма резкими взаимными упреками.
Карзай упрекнул союзников в том, что они, заявляя о передаче Кабулу ответственности за обеспечение безопасности в стране, на деле не снабжают силы охраны правопорядка и армию Афганистана современным оружием и техническими средствами. Президент пригрозил, что если НАТО так и не предоставит требуемое снаряжение, то Кабул оставит за собой возможность получить его от «других партнеров». За этой формулировкой Хамид Карзай подразумевал, по мнению экспертов, в первую очередь Иран и Китай.
Партнерству с США президент Афганистана посвятил отдельный пассаж, приведя в качестве примера ситуацию, когда два приятеля спорят, как добраться до одной и той же цели двумя разными путями. Один выступает за прямой путь, второй - за окольный. «Братья, - сказал Карзай, имея в виду США, - ваш путь слишком далек, мы так никогда не дойдем до цели».
Критика западных военных союзников из уст Хамида Карзая - не новость, но в последнее время она стала звучать чуть ли не постоянно. Так, за несколько дней до саммита в Лиссабоне президент Афганистана в одном из интервью заявил, что дальнейшее пребывание войск НАТО в его стране и их передвижение через населенные пункты для проведения тех или иных операций вызывают растущее недовольство афганцев.
Эти действия президента Афганистана наблюдатели в Европе часто объясняют сложнейшей внутриполитической ситуацией, в которой находится Карзай, и необходимостью демонстрировать афганцам его сравнительную независимость от западных союзников. Впрочем, некоторые политологи полагают, что Карзай действительно намерен избавиться от масштабного присутствия западных военнослужащих в Афганистане, так как не видит в нем решения своей главной задачи - победить повстанческое движение.
Критика, прозвучавшая из Кабула сразу после саммита, не устроила НАТО. Министр обороны ФРГ Карл Теодор цу Гуттенберг заявил, что не видит помехи в том, чтобы постоянно напоминать афганскому президенту: его высказывания, предназначенные для «внутриафганского» потребления, влияют и на внешнеполитическую ситуацию, особенно на политические дискуссии, которые ведут союзники Афганистана.
Но европейские СМИ обратили внимание на противоречивость позиции самого Североатлантического альянса. Из Лиссабона блок НАТО подал два разных сигнала: один из них адресован западной общественности, а второй - афганцам, в первую очередь талибам. С одной стороны, принят план вывода натовских войск из Афганистана к 2014 году, на чем настаивали широкие круги западной общественности. С другой - руководство альянса дало понять, что в Афганистане все же останется часть западных войск, причем столько, сколько НАТО сочтет необходимым для поддержания там безопасности - чтобы «не создалось вакуума безопасности», как сформулировал генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен.