«Немецкая волна» (Германия). Ситуация на афганско-таджикской границе была в центре внимания глав спецслужб стран СНГ, которые 9 ноября провели встречу в Душанбе. Некоторые СМИ поспешили сообщить, что Россия и Таджикистан договорились о совместной охране таджикско-афганского рубежа. Однако официально ничего подобного объявлено не было, и главы спецслужб говорили лишь о взаимодействии на постсоветском пространстве. Официальный Душанбе утверждает, что самостоятельно справляется с охраной своих границ.
Обеспокоенность ситуацией на таджикско-афганской границе, в которой местами зияют бреши, неслучайна. На прошлой неделе в северных провинциях Афганистана началась операция правительственных сил против талибов. В результате до 35 человек вытеснено на нейтральные острова афганско-таджикской границы. По данным афганской полиции, в ходе столкновений уничтожено несколько боевиков, в том числе 1 гражданин Таджикистана.
«Мы получили письмо от афганской стороны с информацией о скоплении талибов на границе. Они предостерегают о возможности прорыва талибов на территорию Таджикистана. Афганцы просят оказать содействие в их ликвидации», - сообщил начальник пресс-службы Главного управления Погранвойск ГКНБ РТ Хушнуд Рахматуллаев. Сам глава ГКНБ Таджикистана Саймумин Ятимов заявил, что «ситуация на таджикско-афганской границе под контролем».
Вдоль всей таджикско-афганской границы, протянувшейся на 1,4 тысячи километров в долинах рек Пяндж и Амударья, дислоцированы 8 погранотрядов. В их числе самые сложные участки границы, которые охраняют военнослужащие Пянджского, Хамадони (бывший Московский), Шуроабадского погранотрядов. Все они удалены друг от друга как минимум на 200 километров. В свою очередь каждый погранотряд состоит из нескольких застав, расстояние между которыми, в зависимости от труднодоступности района, составляет от 10-15 до 80 километров.
Бытует мнение, что еще с советских времен многие участки границы практически не защищены, и этим пользуются отдельные наркоторговцы и боевики. К примеру, месяц назад несколько граждан Афганистана незаконно перешли границу и в одном из кишлаков Шуроабадского района взяли в заложники двух сельских жителей. Председатель района Амирхон Икромов отметил, что такие случаи здесь не редкость. «У Пограничной службы ограничены возможности патрулирования данной территории, а участок границы в Шуроабаде является наиболее уязвимым, так как проходит по труднодоступным ущельям», - сказал он.
Иностранный журналист, пожелавший не называть своего имени, 7 ноября побывал на Пянджском участке границы. «Конечно, приятно удивила инфраструктура, отстроенная с помощью американцев. Вопрос в другом. Думаю, что существующих сил для отражения возможной атаки со стороны Афганистана будет недостаточно. Противостоять мелким группам наркоторговцев, которые продолжают использовать северный маршрут для поставок героина и опия в европейские страны, они еще смогут, а вот смогут ли отразить вооруженное вторжение многочисленной группы боевиков, неизвестно», - делится он впечатлениями.
За последние 18 лет Посольство США оказало помощь правоохранительным структурам Таджикистана на сумму около $30 миллионов, в том числе для обеспечения безопасности границы. Аналогичные миллионные вливания на укрепление госграницы осуществляются в рамках проектов различных международных организаций.
Таджикистану нужно срочно укомплектовать военно-вертолетный парк - как транспортный, так и штурмовой, считает председатель Ассоциации политологов РТ Абдугани Мамадазимов. «В горных приграничных районах, где не обойтись без воздушного патруля, вертолеты могут сыграть роль раннего оповещения и явиться ударной силой в случае прорыва», - говорит он. Другой таджикский политолог Рашид Абдулло Гани обращает внимание на то, что «до тех пор, пока вооруженные группы, сосредоточенные на нейтральной полосе границы, не перешли на территорию Таджикистана, Душанбе не следует на это реагировать. А пока все это выглядит провокацией, попыткой втянуть РТ во внутриафганские дела».
Таджикские эксперты сомневаются, что по ту сторону Пянджа скопились и угрожают прорывом боевики именно движения «Талибан». Абдугани Мамадазимов считает, что эти группировки, скорее всего, состоят из граждан, которые традиционно жили на правом берегу Пянджа - этнические таджики, узбеки, уйгуры. Афганолог Косимшох Искандаров отмечает, что «талибы - это не только пуштуны, которые борются за установление своей власти в Афганистане. Вместе с ними воюют другие группировки, в основном Исламского движения Узбекистана, которое собрало в рядах таджиков, узбеков, чеченцев, представителей других наций. Скорее всего, именно они и пытаются прорваться к таджикско-афганской границе».